Rambler's Top100

Статьи и статейки

Обсуждение тем, касающихся способов реставрации, экспонирования и других хитростей коллекционеров

Сообщение О.Павлович » Вс май 06, 2007 11:11 pm

Это все о них...
http://made-in-ussr.ru/articles.html
О.Павлович
 

Сообщение О.Павлович » Вс май 06, 2007 11:15 pm

Статейка о блошином рынке
http://www.iceberg.ru/newspaper/?action ... 1&np_id=15
О.Павлович
 

Сообщение О.Павлович » Вс май 20, 2007 7:35 pm

О.Павлович
 

Сообщение О.Павлович » Чт июн 07, 2007 6:01 pm

О.Павлович
 

Сообщение Сеня Есенин » Сб июл 07, 2007 5:40 pm

Сеня Есенин
 

Сообщение administrator » Вт авг 07, 2007 7:46 pm

Термин "Подстакания" http://style.rbc.ru/columnist/2007/05/16/28734.shtml
administrator
Site Admin
 
Сообщения: 276
Зарегистрирован: Сб апр 29, 2006 1:15 pm

Сообщение administrator » Сб окт 06, 2007 10:34 pm

Вот такая статья
http://pressa.irk.ru/sm/2007/09/003001.html
administrator
Site Admin
 
Сообщения: 276
Зарегистрирован: Сб апр 29, 2006 1:15 pm

Сообщение administrator » Пн окт 08, 2007 10:53 pm

administrator
Site Admin
 
Сообщения: 276
Зарегистрирован: Сб апр 29, 2006 1:15 pm

Re: Статьи и статейки

Сообщение М. » Пт фев 13, 2009 8:59 pm

Статья в "Ведомостях" http://kp.vedomosti.ru/page.shtml?hobby
М.
 

Re: Статьи и статейки

Сообщение Гамби » Пт мар 30, 2012 1:02 pm

ПОДСТАКАННИК – ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ.

То, что в дореволюционной России любимым напитком был чай – факт общеизвестный. Подтвержденный к тому же авторитетом самого Александра Дюма-отца, который, кроме многих романов, написал еще и «Кулинарный словарь».

Автор «Кулинарного словаря» отмечал, что «лучший чай пьют в Санкт-Петербурге и в целом по всей России». Объяснялось все это просто: при перевозке по морю чай теряет свой вкус и ценные свойства. В Россию же ввозили чай по суше прямо из Китая.

В том же «Кулинарном словаре» А. Дюма рассказывал французам о другом удивительном русском обычае, относящемся к чаепитию: «мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора».

А. Дюма-беллетрист мог бы, конечно, и присочинить. Но А. Дюма-бытописатель и путешественник писал чистую правду. Контрольная проверка по картинам русских художников-реалистов подтверждает: точно! Если за чаем изображена пара, то перед женщиной стоит фарфоровая чашечка и блюдце, а перед мужчиной – стеклянный стакан. В подстаканнике.

Судя по всему, подстаканник в том виде, в каком мы его знаем, появился на Руси в конце восемнадцатого века. Функция его первоначально была чисто технической. Горячий чай нагревал стекло – не притронешься. Вот и снабдили стакан ручкой, вставив в устройство первоначально неказистое. Однако, по тогдашним взглядам, весьма приличиствующее грубым мужским пальцам. И как бы оттеняющее прелесть фарфора, сжимаемого нежной женской ручкой. Или прелесть нежной женской ручки, сжимающей тонкую фарфоровую чашку. Ох, совсем я, однако, запутался!

Подстаканник, казалось бы, вещь прозаичная. Но в быту необходимая. Потому в конце 19-го века этот предмет на просторах Российской империи распространился чрезвычайно. Был он практически в каждом доме, богатом и не очень, у аристократов и у простолюдинов. Если бы в то время издавались гламурные журналы, они бы несомненно назвали подстаканник наряду с портсигаром одним из первейших мужских аксессуаров. И настоятельно рекомендовали бы читателям дарить знакомым мужчинам подстаканники. Впрочем, и без подобных рекомендаций общественное мнение дошло до такой мысли. Подстаканники, особенно серебряные, были популярнейшим подарком.

Спрос рождает предложение. Количество выпускаемых в дореволюционной России подстаканников вряд ли кто учитывал. Но количество это было весьма значительным. В конце 19-го века на одном из крупнейших российских заводов по обработке цветных металлов – «Товарищество латунного и меднопрокатного заводов А. Кольчугина» во Владимирской губернии – не менее тридцати процентов прибыли давал цех производства посуды, главной продукцией которого были как раз подстаканники. Если же говорить о качестве... Каких только подстаканников не выпускали тогда в России! Художественное оформление этого предмета стало своеобразной отраслью прикладного искусства. К слову сказать, исключительно российской отраслью. В других странах подстаканники как предмет сервировки чайного стола почти не использовались.

«Подстаканник, кажется, специфически русский предмет, нигде не пьют чай так, как в Москве». (Л. Улицкая. Казус Кукоцкого)

Подстаканники были штампованные или литые. Это позволяло разнообразить их внешний вид, а при изменении моды легко изменить оформление. В конце 19-го века в России вошел в моду древнерусский стиль. И появились подстаканники в виде бочонков, плетенных туесков и даже сработанные в виде сруба русской избы. Литые или штампованные украшения на теле подстаканника изображали богатырей и русских красавиц в кокошниках. Популярными были сцена охоты, где собаки терзали кабана или медведя, а также лихие тройки. Тройки эти, к слову сказать, оказались ужасно живучими, они украшали подстаканники, выпускавшиеся уже в советское время.

Знаменитые ювелиры, тот же Фаберже, делали золотые и серебряные с позолотой подстаканники. Чтобы ручки этих подстаканников не обжигали пальцев, их изготавливали из металла более дешевого, зато и менее теплопроводного, чем золото. Дабы «дешевка» не портила общего роскошного вида изделия, ручку покрывали красивой изысканной эмалью. Чуть попозже, на волне увлечения оперой Вагнера «Лоэнгрин», повествующей о принце-лебеде, появились подстаканники в виде фигуры лебедя. Еще позже, уже в начале 20-го века, появились подстаканники в стиле «Арт нуво».

А потом началась революция и, соответственно, закончилось производство подстаканников. Как предмета пролетариату, казалось бы, не нужного. Однако в каждой семье подстаканников было несколько, и дореволюционных запасов хватило надолго. На волне дефицита подстаканники, и до того ценившиеся, стали вещью особенно ценной. По крайней мере, в 1930-е годы они появились в приемных больших начальников и в наркоматах как символ советской роскоши. Для производства этого бедного богатства были даже выделены мощности на заводах наркомцветмета. Тот же завод по обработке цветных металлов в городе Кольчугине штамповал не только гильзы для снарядов и патронов, но и подстаканники тоже. Вообще, в советское время подстаканники входили в план 30 заводов и металлургических комбинатов. А еще, сверх плана, подстаканники «ваяли» на всякого рода зонах и оборонных предприятиях.

После Великой Отечественной войны в советской стране появился еще один массовый потребитель подстаканников – железнодорожный транспорт. Секрет популярности был прост – широкий и массивный подстаканник делал стакан устойчивее.

Сейчас многие коллекционируют подстаканники. И большая часть таких коллекций составлена из подстаканников советских времен. Делались они из латуни, мельхиора и даже из серебра. А по сюжетам, украшавшим их поверхность, можно было бы диссертацию писать. Кроме выжившей в революционных и военных перипетиях русской тройки, на них начали штамповать и другие предметы гордости: красную Москву, осененную праздничным салютом, памятники Юрию Долгорукому и Богдану Хмельницкому, а также и спутник, облетающий земной шар.

«Дерзай», – вздохнул Спиридонов и ушел, унося юбилейный подстаканник, на котором три серебряных спутника облетали земную горошину с одной-единственной страной на выпуклом боку». (Т. Толстая. Лимпопо)

Некоторые коллекционеры собирают подстаканники, как марки, по сериям: города СССР, памятники, цветы, праздничные даты, космические ракеты и спутники. Музей побед, да и только!

Засмотревшись на это великолепие, даже забываешь о том, что в «доброе старое время» чай в стакане был ублюдочный «Грузинский», сорт второй. Да к тому же вываренный хитрым проводником в содовом растворе, чтобы заварка казалась потемнее и погуще...

оригинал здесь http://blogs.mail.ru/mail/elena702804/142F6E2F43AC8DFB.html
Гамби
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: Ср янв 25, 2012 12:00 pm

Re: Статьи и статейки

Сообщение Гамби » Пт мар 30, 2012 1:29 pm

ПОДСТАКАННИК. ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

http://www.liveinternet.ru/users/4248621/post188111010/

текст (имхо) - бредовый, зато много художественной фотографии.
Гамби
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: Ср янв 25, 2012 12:00 pm

Re: Статьи и статейки

Сообщение наставник » Вт апр 03, 2012 2:53 pm

ТРАДИЦИОННОЕ ЧАЕПИТИЕ В РОССИИ

http://www.artearti.net/magazine/articolo/traditsionnoe-chaepitie-v-rossii
наставник
 
Сообщения: 205
Зарегистрирован: Вт сен 13, 2011 8:44 pm

Re: Статьи и статейки

Сообщение КимИрСен » Вт сен 04, 2012 11:03 am

Очень понравилась статья по сувенирам вообще. Первоначальный источник неизвестен.
Сувениры.
История развития сувенира уходит корнями в глубокую древность. Она связана с магическими обрядами. В далекие времена, когда человек не мог разобраться в явлениях природы, он наделял ее сверхъестественной силой. Чтобы отвести бедствия и несчастья, человек научился изображать божество в амулетах, создаваемых им из привычного материала, — глины, дерева, металла. Таким образом сувенир с самого начала своего существования играл роль знака, символа. Кроме того, когда-то наши предки передавали из поколения в поколение в предметной форме жизненно важную информацию, и сувенир являлся родовой памятью, связывающей членов рода, семьи.
В начале XIX в. сувенир, получивший широкое распространение, приобретает иное значение. В тот романтический век медальон, хранящий частицу идеала, служил как бы связью между ним и человеком.

В настоящее время сувениры распространены не менее широко. Современные средства связи, радио и особенно телевидение намного ускоряют темп жизни, делают человека очевидцем, а следовательно и соучастником многих событий. Памятный значок, вымпел, медаль, какой-то небольшой предмет, приуроченный к событию, свидетелем которого мы были, фиксирует его в нашем сознании.

За последние годы в нашей стране и за рубежом получил большое развитие туризм. Проводится много различных мероприятий. Советские спортсмены активно участвуют в спартакиадах и олимпиадах. Расширились культурные связи: деятели искусств стали чаще выезжать на гастроли за рубеж и приглашать к себе гостей, организуются фестивали, месячники и декады национального искусства. Чаще стали проходить научные конференции и международные конгрессы. Все это способствует распространению производства сувениров.

Сувенир (от французского слова souvenir — подарок на память) — памятный предмет, связанный с пребыванием в том или ином месте (стране, городе, историческом месте, на выставке) или с каким-либо памятным событием. В большинстве случаев это изделия декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности.

К сувенирам относят изделия с четко определенными признаками — оригинальные, художественно оформленные в традиционном для республики (края, области) стиле, отображающие национальные или местные особенности, выдающиеся события, памятные даты, достижения отечественной науки, культуры, искусства, спорта. Тем самым сувениры выполняют познавательную роль, способствуют взаимопониманию, духовному обогащению и сближению людей и народов, отражая жизнь и культуру страны, которую они представляют.

Одна из разновидностей сувенира — памятные подарки, связанные со значительными событиями нашей жизни: рождением ребенка, серебряной или золотой свадьбой, новосельем, получением аттестата зрелости и т. д.

С развитием промышленного производства сувениров массовыми тиражами произошло разделение понятий «подарочное изделие» и «сувенирное изделие». Если любой сувенир, изготовленный промышленным предприятием или предприятием народного художественного промысла, может служить подарком, то подарочное изделие, не обладающее способностью вызывать общезначимые, понятные всем памятные ассоциации, не может считаться сувениром, так как не выполняет его основной функции.

Одновременно произошло разделение понятий «декоративное изделие» и «сувенирное изделие». Любое высокохудожественное декоративное изделие может быть приобретено в качестве подарка, но полноценным сувениром оно будет только в том случае, когда его образное решение вызовет в нас вполне определенные ассоциации с местом, где оно было приобретено (город, село, область, край, республика), с определенной народностью, национальностью или страной, с каким-либо памятным событием. Поэтому декоративные изделия народных художественных промыслов всегда являются сувенирами. А декоративные изделия (вазы, коробочки, настенные украшения и др.), выполненные художниками декоративно-прикладного искусства или промышленными предприятиями по проектам художников, смогут считаться сувенирами лишь при наличии в их художественном образе ассоциативного памятного начала.

Между понятиями «сувенир» и «изделие народных художественных промыслов» есть принципиальная разница. Изделия народных художественных промыслов — оригинальные, неповторимые произведения искусства, так как каждое изделие создается индивидуально мастером-художником. Сувенир — это механически воспроизведенный промышленностью в огромных тиражах созданный художником оригинал.

Если производство изделий народных художественных промыслов сосредоточено в основном на предприятиях местной промышленности и Художественного фонда, то сувениры производят предприятия разных отраслей промышленности, в том числе и предприятия народных художественных промыслов.

Существует разница и между понятиями «личный» и «общезначимый» сувенир. Личным сувениром может быть любой предмет природного происхождения или созданный человеком, напоминающий субъекту о каком-либо событии, месте, человеке и совершенно не обязательно вызывающий подобные ассоциации у других людей. Такой предмет может быть подарен или куплен, найден или взят на память. Личным сувениром является, например, какой-то особенный для данного человека, камень, корень, лист дерева, засушенный цветок, книга, фотография, автограф, рисунок, платок, кусок породы, безделушка — словом, любой предмет, памятный по тем или иным соображениям, хранимый как знак (символ) памяти и не обязательно имеющий эстетическую ценность.

Общезначимый сувенир — это предмет, изготовленный на предприятии народных художественных промыслов или любом промышленном предприятии, который своим художественным обликом напоминает тому, кто его приобрел (или кому он был подарен) о каком-то явлении, месте, людях. Памятность, связь с чем-то, отраженная в таком сувенире, должна быть понятна, должна быть общезначима. Безусловно, это зависит от известности и понятности темы, отраженной в сувенире. Такой сувенир должен иметь эстетическую привлекательность, быть выразительным, вызывать желание его приобрести на память.

Отдельно следует выделить сувениры-шутки, сувениры-сюрпризы, тематически связанные с любимыми героями сказок, мультфильмов, театров кукол. Но здесь должна обязательно учитываться профессионально-художественная культура.

Таким образом, сувенирами могут быть различные изделия, имеющие как чисто декоративное, так и декоративно-утилитарное назначение. Но они должны обязательно нести в своем художественном решении знаковую информацию. Нельзя считать сувенирами предметы, имеющие сугубо утилитарное назначение: сахарницы, конфетницы, кувшины, винные наборы, стаканы для салфеток, чайники, лампы, зеркала и т. п.

Изделия народных художественных промыслов — своего рода эталоны сувениров. Во-первых, они являются выразителями художественной культуры определенного региона. Во-вторых, они всегда обладают специфическими выразительными средствами и художественными достоинствами, воплощающими единство ремесла и искусства, отточенного многими поколениями мастеров.

Сырьем для производства сувениров служат те же материалы, что и для изготовления изделий народных художественных промыслов.

Сувениры классифицируют по применяемому материалу, технике изготовления, способу украшения, назначению, способу использования, тематике и другим признакам.

По материалу, используемому для изготовления сувениров, они подразделяются на сувениры из различных пород древесины, различных частей дерева; кости, рога, перламутра; пластмассы; металла; папье-маше; резины и каучука; камней; керамики; стекла; тканей, пряжи и нитей; кожи; меха и из прочих материалов.

По технике изготовления сувениры бывают: столярные, токарные, резные, литые, штампованные, прессованные, кроено-шитые, вязаные, плетеные и др.

По способу украшения их различают: полированные, шлифованные, резные, гравированные, расписные, чеканные, лакированные, оксидированные, черневые, с выжиганием и проч.

По назначению их можно подразделить на шесть подгрупп.

Сувенир — памятный предмет, выполненный в традициях республики, края, области, района и отображающий национальные или местные особенности. Это прежде всего изделия народных художественных промыслов, сохраняющие традиционный характер и имеющие индивидуальный почерк. Сувенир — предмет, отображающий знаменательные события, свидетелем или участником которых становится человек. Это памятные медали, нагрудные значки, гербы, брелоки, открытки и пр. Сувенир — подарок, связанный со значительными событиями в жизни человека — рождением ребенка, свадьбой, окончанием института, защитой диссертации и т.д. Сувенир — предмет (или вещь), связанный с местом пребывания. Например, металлический сосуд, купленный во время туристской поездки по Индии, или вязаные варежки, приобретенные во время путешествия по Прибалтике. Сувенир — игрушка. Прочие сувениры.

По способу использования сувениры подразделяются на утилитарные художественно оформленные (посуда, ножи, письменные приборы, большинство строчевышитых изделий, кружева, парфюмерия, некоторые кондитерские изделия) и декоративные (настольные украшения, настенные панно, скульптура, модели памятников и исторических мест).

По тематике сувениры делят на две подгруппы:

сувениры, связанные с определенным местом, отражающие природу, жизнь, национальные традиции местного населения, искусство, архитектурные памятники (например, портмоне с изображением Кремля, фарфоровые скульптуры — макеты церквей Новгорода, бокалы «Адмиралтейство», «Ростральная колонна»);

сувениры, связанные с какой-либо датой или определенным событием — съездом, выставкой, фестивалем, спортивным состязанием (например, нагрудный значок «875 лет г. Владимиру», декоративные тарелки с портретами космонавтов, вазы «Аврора», «Октябрь»).

Современный ассортимент сувениров сложился постепенно, изменяясь с ростом культуры, развитием туризма и расширением культурных связей с зарубежными странами.

Сувениры из дерева. В группу сувениров из дерева входят изделия из древесины липы, кизила, березы, осины, ольхи, ореха, чинары, самшита, клена, красного дерева и других декоративных текстурных пород деревьев, а также из капа и капокорня, бересты, лозы, щепы, лыка, соломы, художественно оформленные в традиционном стиле республики, края, области, отражающие какие-либо события, знакомящие с историческими памятными местами республики (края, области), достопримечательностями и местными особен­ностями.

По технике исполнения сувениры могут быть: резные, столярные, токарные, отделанные инкрустацией, интарсией, росписью, насечкой металлом, выжиганием, лакированные, полированные и др.

Ассортимент сувениров из древесины: мелкая скульптура (мелкая пластика), игрушки, украшения для женщин, предметы интерьера, сувениры утилитарного значения.

Миниатюрную скульптуру с резьбой и выжиганием вырабатывают: Приволжский деревообрабатывающий комбинат в Казани, Иркутская фабрика игрушки, Красноярская фабрика сувениров.

Скульптуру с росписью и выжиганием выпускает Московская 4-я галантерейная фабрика, групповые миниатюрные фигурки на токарной основе с росписью — Производственное объединение художественных изделий и игрушек г. Калинина, мелкую пластику с объемной резьбой и росписью — Жигулевская фабрика художественных изделий в Куйбышевской области.

Ассортимент украшения для женщин включает браслеты, бусы, серьги с хохломской росписью. Сувениры для украшения интерьера — это декоративные настенные панно, тарелки, вазы.

Красивые сувениры из дерева на токарной основе (гравюра на дереве) выпускает Астраханская мебельная фабрика. Декоративные панно в технике интарсии изготовляет боровская фабрика «Детская игрушка» в Калужской области. Настенные декоративные тарелки из спресованных опилок на токарной основе с росписью и выжиганием вырабатывает Московская 4-я галантерейная фабрика. Панно с контурной резьбой по тонированному фону производит Кузоватовский промкомбинат Ульяновской области. Панно на темы карельского национального эпоса выпускает Олонецкий промкомбинат Карельской АССР. Декоративные тарелки на токарной основе с резьбой и выжиганием изготовляет Приволжский деревообрабатывающий комбинат в Казани.

Сувениры утилитарного назначения: разделочные доски, столовые и кухонные наборы и отдельные предметы, ложкарные сувенирные изделия, карандашницы, пеналы, подсвечники и др. вырабатывают как предприятия народных художественных промыслов, так и многие другие специализированные и неспециализированные предприятия.

Полочки из дерева на столярной основе с росписью изготовляет объединение надомного труда мастеров народных художественных промыслов в Йошкар-Оле Марийской АССР, сувенирные кружки — Абаканской деревообрабатывающий комбинат, Жигулевская фабрика художественных изделий в Куйбышевской области. Миски, горшочки для каши, конфетницы, а также набора для кваса, ухи, разделочные доски и их наборы с резьбой и росписью вырабатывает Владимирская художественная опытно-экспериментальная фабрика.

Ассортимент сувениров из капа и капокорня представлен шкатулками, сигаретницами, портсигарами, папиросницами, трубками, мундштуками, туалетными коробками, пудреницами, адресными папками, запонками и др.

К сувенирам из бересты с резьбой, тиснением, росписью относят туески, коробки, декоративные панно и тарелки, фигурки, закладки для книг, к сувенирам из лозы с плетением — различные сумочки и корзиночки (для составления букетов, декоративные и пр.), футляры, подставки для фруктов, хлебницы.

Ассортимент изделий из соломки (используют главным образом цветную соломку, плетение и инкрустацию), лыка, щепы, листьев кукурузы включает разнообразные шкатулки, предметы украшения одежды, закладки для книг.

Сувениры из папье-маше с миниатюрной лаковой живописью. Ассортимент данной группы представлен главным образом изделиями палехского, федоскинского, холуйского и мстерского художественных промыслов: декоративные тарелки, пластины и панно, обложки для альбомов и записных книжек, броши, колье, браслеты, а также шкатулки, коробки, игольницы.

Сувениры из металла. Сувениры из металлов и сплавов выполняют методом литья, ковки, чеканки, гальванопластики, штамповки, филиграни. Украшают их накладной филигранью, зернью, эмалью, гравировкой, чернением, инкрустацией, отделывают полировкой, шлифовкой и т. д.

Ассортимент: сувениры декоративного характера, утилитарного назначения, украшения для женщин, нагрудные значки, памятные медали, плакетки, барельефы, гербы, макеты.

В подгруппу сувениров декоративного характера входят скульптуры, вазы, панно, пластины, тарелки.

Сувенирную скульптуру из металла вырабатывают ленинградский завод «Монументскульптура», Московский завод цветного художественного литья, Волгоградский опытный завод «Сувенир», Мытищинский завод опытных и сувенирных изделий и др.

Настенные и настольные декоративные панно, пластины и тарелки кроме предприятий народных художественных промыслов выпускают предприятия Дагестана, Грузии, Армении, Латвии, Эстонии.

К сувенирам утилитарного назначения можно отнести подсвечники, предметы сервировки стола, пепельницы, сигаретницы, портсигары, зажигалки с видами городов, памятных мест или архитектурных памятников, самовары, ножи, топорики, лоточки, настольные письменные принадлежности, светильники, миниатюрные фонарики и многие другие предметы, используемые в быту.

Подсвечники сувенирного характера изготовляют Московский завод цветного художественного литья, Жигулевская фабрика художественных изделий, предприятия Эстонии, Латвии, Грузии, Украины и других союзных и автономных республик.

Макеты памятников культуры и архитектуры (например, «Останкинская башня»), памятные медали, плакетки, барельефы, нагрудные значки, гербы — самые распространенные сувениры из металлов и сплавов.

Сувениры из кости, рога, перламутра. Сувениры этой группы выполняют объемными, с плоскостной резьбой, гравировкой, инкрустацией и другими видами обработки. К ним относят: скульптуру, панно, туалетные коробки, шахматы, ножи для бумаги, брелоки, мундштуки и трубки, украшенные народным орнаментом, серьги, бусы, шпильки, гребни, настольные декоративные изделия и др.

Кроме предприятий народных художественных промыслов сувениры из кости, рога, перламутра вырабатывают мясокомбинаты крупных городов, галантерейные предприятия и некоторые другие. Например, сувениры в технике объемной и рельефной резьбы изготовляют Белгородская фабрика культтоваров и Сочинская сувенирная фабрика, миниатюрную скульптуру из кости и рога — производ­ственное объединение «Сувенир» Ставропольского края.

Сувениры из камня. В данную группу входят сувениры, выполненные из мягких пород камня, янтаря (иногда в сочетании с другими материалами или из камня с резьбой и инкрустацией). Представляют эту группу мелкая скульптура, пепельницы, лоточки, вазы, чернильные приборы, шкатулки, лампочки-ночники, панно, экраны настольные и др.

Сувениры из керамики. Для производства керамических сувениров служат фарфор, фаянс, майолика, терракота. В группу сувениров из керамики входят: гербы союзных республик, различных городов, сказочные персонажи, чайные сервизы, бокалы, кружки, предметы украшений (броши, подвески), декоративные сувениры (вазы, настенные блюда и тарелки), керамическая игрушка и др.

Сувенирные изделия из фарфора, фаянса и грубой керамики могут быть условно подразделены на изделия декоративного характера и предметы прикладного искусства.

К сувенирным изделиям декоративного характера относят скульптуру малых форм (бюсты, фигурки), малую пластику, декоративные вазы, настенные блюда и тарелки, к предметам прикладного характера — несессеры, закладки для книг, сувенирные шахматы, различные подарочные наборы, художественно отделанные пояса.

Сувениры из пластмасс. Для производства сувенирных изделий применяют следующие виды пластических масс: пенопласт, аминопласт, полистирол, оргстекло. Иногда пластмассы используют в сочетании с другими материалами.

Сувенирные изделия из пластмасс подразделяют на шесть подгрупп: предметы домашнего обихода — миниатюрные ночники, стаканы для карандашей, настольные термометры, вазы, чайницы, подстаканники, рамки; принадлежности туалета — пудреницы разных форм, расчески в футлярах, футляры для зубных щеток и мыла, щетки дорожные и туалетные, шкатулки; принадлежности для курения — сигаретницы, портсигары, мундштуки, курительные приборы и трубки, набор пепельниц; декоративные изделия — фоторамки, настенные тарелки, панно; настольная скульптура; прочие сувениры из пластмассы — значки, барельефы, брелоки, броши, веера, домино, шахматы и др.

Сувениры группы бумажно-беловых (печатных) товаров. В данную группу сувенирных изделий входят различные красочно оформленные альбомы для фотографий, марок, грампластинок, альбомы с изображениями исторических мест и достопримечательностей Советского Союза, альбомы, посвященные городам («Ленинград», «Суздаль»), знакомящие с архитектурными ансамблями («Петро-дворец», «Пушкин», «Павловск», «Древнерусские города», «Памятники зодчества XI—XVII веков»), альбомы по искусству, записные книжки, блокноты, сувенирные альбомы, состоящие из блокнота и записной книжки, конверты и почтовые наборы, открытки и их наборы, буклеты, фотографии, календари.

Сувенирные игрушки. Немалое место в сувенирной продукции занимает игрушка. Вырабатывают ее из самых разнообразных материалов: древесины, соломы, пластмасс, керамики, резины и каучука, тканей, пряжи, нитей и др.

Ассортимент деревянной игрушки: игрушки-сувениры на темы космоса (богородские игрушки «Медведь фотографирует Луну» и др.); со сказочной тематикой («Сказка про репку», «Сказка о рыбаке и рыбке»); игрушки-забавы («Медведь-электросварщик», «Футболисты», «У пресса», «Медвежья свадьба»); национальные деревянные куклы — башкирка, мордовка, марийка; игрушки на темы русского народного эпоса.

Но, пожалуй, самым распространенным сувениром является матрешка (деревянная расписная кукла). Вырабатывают матрешки главным образом предприятия народных художественных промыслов: семеновская матрешка, загорская, полхов-майданская, кировская, башкирская, марийская, мордовская. Они отличаются техникой исполнения и орнаментом. Так загорскую матрешку украшают выжиганием, полхов-майданские мастера расписывают ее анилиновыми красками, кировские — анилиновыми красками и инкрустируют соломкой, мордовские мастера выпускают 4—15-местную матрешку с росписью гуашевыми красками по мотивам мордовского орнамента. Сувенирные игрушки выполняют из пластмассы.

Ассортимент керамических игрушек — фигурки животных, свистульки и некоторые другие игрушки, изготовляемые филимоновскими, дымковскими, каргопольскими, балхарскими и другими мастерами традиционных старинных промыслов.

К сувенирам из резины и каучука относят шаржированные маски, миниатюрные шины с тематическими изображениями и другие изделия.

Ассортимент текстильных сувенирных игрушек (из ткани, пряжи, нитей) включает куклы: «Русская подарочная», «Ладушки», «Плясунья», «Губернская кукла», куклы в национальных костюмах (в наборах и отдельно — «Грузинка», «Армянка» и др.).

Рассмотрим куклы-сувениры, вырабатываемые отдельными предприятиями.

Одно из ведущих предприятий по производству сувенирно-подарочных текстильных кукол — Московская фабрика имени 8 Марта. Это предприятие Российского промышленного хозрасчетного объединения по производству игрушек. Предприятие производит свыше 30 видов игровых и сувенирных кукол. Освоено 184 различных костюма. Фабрика ежегодно обновляет ассортимент на 20—25 % новыми высокохудожественными куклами.

Мастера фабрики создают уникальные куклы серии «Русский сувенир» в старинных костюмах волостей и уездов России: архангельской, рязанской, пензенской, воронежской, тульской, тверской, курской, московской, симбирской. В ассортимент входят также куклы по мотивам народных сказок: «Иван да Марья», куклы-персонажи сказки «Репка»; куклы-персонажи детских книг (Карл­сон, Хоттабыч, Буратино, медвежонок Винни-Пух, Дюймовочка, Чебурашка и др.). Фабрика выпускает и разноликих петрушек, и клоунов, сувениры. Прекрасные куклы-сувениры Московской фабрики имени 8 Марта пользуются огромным спросом как у нас в стране, так и за ее пределами. Они экспортируются в США, Канаду, ФРГ, Францию, Японию, Италию, ГДР, Польшу, Чехословакию и другие страны.

Большим спросом пользуются куклы алма-атинского объединения по переработке пластмасс Министерства местной промышленности Казахстана «Кзыл-Ту». Предприятие вырабатывает более 40 видов игрушек в обычном и сувенирном исполнении. Изготовляют на предприятии куклы-сувениры «Алия», «Камажай» «Дружба». Кукла «Алия» одета в капроновое платье, камзол, замшевую шапку — имитирует национальный костюм в миниатюре. Кукла «Камажай» изготовлена из полиэтилена и также одета в национальный костюм: домбалы (шаровары) и хлопчатобумажную сорочку, шелковое платье и бархатный камзол, сафьяновые красные сапожки и белую прозрачную фату.

В Украинской союзной республике над выпуском кукол трудятся мастера киевской фабрики игрушек «Победа». Ассортимент — куклы в сувенирном исполнении: «Одарка», «Ярына», «Гануся», «Софийка» и др. Куклы одеты в национальные костюмы.

Московская фабрика сувенирных и подарочных игрушек выпускает: сувенирные куклы-грелки; сувенирные игрушки — куклы в национальных костюмах народов нашей страны: РСФСР, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Грузии, Азербайджана, Литвы, Латвии, Эстонии, Молдавии, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Армении.

Московский завод игрушек «Кругозор» изготовляет игрушки из металла и пластмассы. В сувенирном исполнении вырабатывают плоские настенные куклы в национальных костюмах: латвийка, эстонка, литовка и др.

Загорская фабрика игрушек № 1 Московской области создает сувенирные куклы из дерева и пластмассы: матрешки, сувениры «Витязь», «У нас сегодня праздник» (сувенир, выполненный по образцу традиционных матрешек), «Дед Мороз и Снегурочка», матрешка «Емеля».

Нахабинская фабрика игрушек в Московской области выпускает интересные русские куклы «Маша» и «Миша».

Красноярское производственное объединение «Сибирская игрушка» вырабатывает куклы в костюмах народов Севера: «Синиль-га» и «Айя».

Нагрудные значки. Основные поставщики нагрудных значков — предприятия Москвы и Московской области: заводы «Победа», художественной гравюры на металле, «Компонент», «Микрон», экспериментальный завод пластмасс, «Экситон», «Салют», завод торгового машиностроения, металлозавод, Монетный Двор, экспериментальный творческо-производственный комбинат Художественного фонда СССР, творческо-производственный комбинат «Русский сувенир», Мытищинский завод опытных сувениров, Щербинский завод металлогалантереи, Лыткаринский завод оптического стекла, Перхушковская фабрика культтоваров. Кроме того, нагрудные значки выпускают Калужские турбинный и моторный заводы.

Основным материалом для производства значков служат различные металлы и сплавы, пластмассы, керамика, древесина, кожа и стекло.

Нагрудные значки обычно украшают эмблемами, разнообразными изображениями, орнаментами, декорируются цветными эмалями, серебром, оксидированием, филигранью, гравировкой и т. д.

В основе классификации значков лежат три признака: тематика, форма и способ прикрепления к одежде.

По тематике весь ассортимент нагрудных значков можно подразделить следующим образом: значки, посвященные политическим и государственным деятелям («Ленин», «Маркс», «Энгельс», «Дзержинский»); значки, пропагандирующие определенные идеи («За мир»); значки, отражающие какое-то событие в жизни нашей страны или связанное с какой-либо знаменательной датой («День космонавтики»); значки с изображением эмблем городов: «Моск­ва», «Ленинград», «Тбилиси», «Вильнюс», «Львов», «Новгород», «Владимир» и т. д. Одно только творческое объединение «Русский сувенир» выпускает более 80 наименований таких значков: значки, отражающие достижения советского народа в области промышленности, техники, науки, культуры (самолеты «АН-24», «ЯК-40», серия, посвященная космосу, серия с изображением автомобилей «Победа», «ЗИС», «ЗИМ», «КИМ», «Волга», «Запорожец», «Москвич», «Чайка»); значки, знакомящие с историей и памятниками архитектуры и культуры (московский Кремль, Дом Союзов, гостиницы «Россия», «Украина», здание Моссовета, и т. д.); значки, связанные с какими-либо мероприятиями (фестиваль искусств «Белые ночи» в Ленинграде»); посвященные праздникам («С Новым годом!», «8 Марта»); знаменательным дням («День школьника», «День учителя», «День советской молодежи», «День танкиста», «День победы» и пр.); значки со спортивной тематикой; значки с изображением животных; значки с детской тематикой («Крокодил Гена», «Чебурашка»).

Сувенирные медали, плакетки, барельефы. Сувенирные медали представляют собой значки, посвященные историческим и политическим событиям, с изображением выдающихся деятелей науки, техники, культуры, в честь каких-либо знаменательных дат и т. д. Плакетки отличаются от медалей формой. Медали имеют круглую форму, а плакетки — прямоугольную. Сувенирные барельефы — это сувениры со скульптурным изображением или орнаментом, выступающим на плоской поверхности. По форме они разнообразны.

В России медали появились в XV в. К концу XIX — началу XX в. медальерное производство достигает расцвета.

После Великой Октябрьской социалистической революции мастера и художники-медальеры продолжали развивать медальерное искусство. Однако регулярный выпуск медалей начался с 1955 г.

Продолжая и развивая традиции, сложившиеся в этом производстве, мастера постепенно совершенствуют свое мастерство, осваивают новые материалы. В последнее время для изготовления медалей и барельефов широко используют гипс.

Металлические медали и плакетки выполняют методом литья и штамповки с последующим анодированием (под золото, серебро, медь), оксидированием, лакированием, покрытием эмалями, раскраской и другой отделкой. Классифицировать медали можно по назначению, тематике, размерам. По назначению они бывают настольные и настенные. По размерам их выпускают диаметром от 1 до 20 см. По тематике подразделяют на: медали, посвященные выдающимся политическим и государственным деятелям; медали, посвященные знаменательным событиям в жизни нашей Родины («300-летие воссоединения Украины с Россией», «Всемирный форум молодежи в Москве», «XXII Олимпийские игры в Москве», «40 лет Победы в Великой Отечественной войне» и др.); медали, знакомящие с достижениями советской науки, техники, культуры: «Первый в мире космонавт Гагарин Юрий Алексеевич (1934—1968)», «Первый в мире полет человека в космос (12 апреля 1961 г.)», «Перелет из СССР в США через Северный полюс (1937)» и др.); медали, посвященные городам-героям и юбилейным датам этих городов, их учреждений и организаций («Москва — город-герой», «Севастополь — город-герой», «Волгоград — город-герой», «1100 лет городу Смоленску», «875 лет городу Владимиру» и др.); медали, знакомящие с памятниками архитектуры, культуры и историческими местами («Ленинские горы», «Крейсер „Аврора”»,«Москва»); медали, посвященные известным писателям, поэтам, композиторам, актерам, художникам и скульпторам («А. С. Пушкин», «Сергей Есенин», «П. И. Чайковский», «В. И. Мухина», «Г. С. Уланова», «К. С. Станиславский», «И. И. Левитан»).

Сувениры-символы. Символ — это вещественный условный (графический, звуковой) знак, обозначающий или напоминающий какой-либо образ, воплощающий какую-либо идею (от греческого слова symbolon). Ассортимент сувениров-символов включает гербы городов, сувенирные ключи, брелоки.

Герб города — это отличительный знак города, его эмблема. Раньше он изображался на флагах, печатях, монетах, затем на городских воротах, на зданиях учреждений. Сегодня герб — это сувенир, служащий символическим знаком старинных городов — Владимира, Суздаля, Новгорода, Пскова, Москвы, Ленинграда,

Киева и др.

За последние годы в ассортименте сувениров появился новый вид — символические ключи с изображением городов-героев, исторических и памятных мест. Производят их часовые заводы в Москве, Ростове-на-Дону и некоторые другие предприятия, вырабатывающие сувениры. Изготовляют ключи методом литья под давлением. Сувенирное изображение выполняют гравировкой, накладной филигранью, чеканкой. Если ключ посвящен городу, то на нем имеются символические знаки с гербом города или надпись. В ассортименте символических ключей есть ключи-будильники, ключи-термометры и др.

Слово «брелок» (произошло от французского слова breloque) означает «безделушка (подвеска), носимая в виде украшения на цепочке». Сувенирный брелок состоит из подвески (пластины) с изображениями, кольца для подвешивания к какому-либо предмету (кольца для ключей, к ручкам, сумочкам, ножам, брошам, браслетам) и цепочки, соединяющей кольцо и пластину. Выра­батывают их из металла, дерева, пластмасс, керамики, тканей и других материалов различными методами: штамповкой, прессованием, литьем, резьбой, токарной обработкой, шитьем, вязанием и пр. Для отделки применяют филигранные вставки, вставки из камней (цветных или полудрагоценных), цветные эмали, гравировку, чернение, полировку, вышивку и т. д.

Подвеска в брелоке может быть в виде круглой, овальной, прямоугольной пластины с тематическими изображениями или в виде миниатюрных сувенирных изделий (лапоточки, матрешки, самоварчики, боксерские перчатки, шайбы и хоккейные клюшки, футбольные мячи и др.). Изображения на пластинах обычно посвящены архитектурным памятникам и историческим местам (например, «Эйфелева башня»).

Макет — модель какого-либо предмета, архитектурного или исторического памятника. Слово «макет» произошло от французского слова maquette, означающего предварительный образец, представляющий что-либо в уменьшенных размерах. Советские сувениры-макеты знакомят чаще всего с достижениями науки, техники и культуры или памятными и историческими местами. Нередко сувениры-макеты имеют сложную конструкцию. Они могут быть озвученными (например, сувенир «Останкинская башня» со встроенным миниатюрным радиоприемником и громкоговорителем), светящимися (например, «Спутник», «Космос») и т.д.

Сувенирные скульптуры малых форм. Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. Скульптура изображает главным образом человека, реже — животных. Ее главные жанры — портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр.

Наряду с крупными скульптурными работами существует скульптура малых форм, которую мы рассмотрим в группе сувениров. Скульптура малых форм, или как ее еще называют «мелкая пластика», имеет небольшие размеры (высотой от нескольких сантиметров до нескольких десятков сантиметров).

Над изготовлением сувенирных скульптур работают более 350 художников-скульпторов разных республик нашей страны. В создании их принимали участие скульптор С. Т. Коненков, известный керамист И. Фриз-Хара и т. д.

Вырабатывают скульптуру малых форм многие предприятия народных художественных промыслов (каслинское художественное литье, богородская резная деревянная скульптура, дымковская, каргопольская, филимоновская, балхарская и другая скульптура, изображающая людей и животных), а также предприятия различных отраслей промышленности (ленинградский завод «Монумент-скульптура», Объединение по производству фарфоровых изделий имени М. В. Ломоносова, Конаковский фаянсовый завод имени Калинина Калининская области, ходжохский завод «Русские самоцветы», Мытищинский экспериментальный завод художественного литья в Московской области и др.).

Изготовляют скульптуру малых форм предприятия Прибалтийских республик, Украины, Белоруссии, Грузии и других союзных республик. Керамическую скульптуру выполняют мастера Украины, Белоруссии, Прибалтики; из пластмасс — Украины, Москвы и Ленинграда; из кости — в Архангельской области; из камня — в Краснодарском крае; из металла — на Урале; из дерева — в Московской области; из соломки — в Белоруссии.

Материалами для производства скульптуры малых форм служат: древесина, соломка, различные металлы и сплавы, керамика, гипс, пластмассы, камень, кость и пр.

Вырабатывают ее разными способами: литьем, вырезанием, лепкой, плетением, высеканием, ковкой, чеканкой.

Ассортимент скульптуры малых форм можно классифицировать по применяемым материалам, технике изготовления, тематике, форме и другим признакам.

По материалам мелкую пластику различают: деревянную, соломенную, керамическую, металлическую, гипсовую, костяную,

камнерезную.

По технике изготовления она бывает: литая, выполненная вырезанием, лепкой, плетением, высеченная, кованая, чеканная.

По тематике ее можно подразделить на семь подгрупп: скульптура, посвященная политическим и общественным деятелям («Лениниана»); скульптура, посвященная великим писателям, поэтам, художникам, артистам, деятелям науки, техники, искусства («Памятник А. С. Пушкину в Ленинграде», бюсты Маяковского, Горького); скульптуры, посвященные Великой Октябрьской со­циалистической революции и Великой Отечественной войне («Легендарная тачанка»); скульптура, посвященная достижениям науки и техники («Встреча космонавта», «Памятник К. Э. Циолковскому»); скульптура, посвященная союзным и автономным республикам СССР; скульптура, посвященная литературным героям («Дон Кихот», герои из поэмы-романа Гоголя «Мертвые души», басен Крылова); анималистическая скульптура.

По форме различают скульптуру круглую (бюсты, статуэтки, группы людей или животных), которая осматривается со всех сторон, и рельефную, где изображение располагается на плоскости

фона.

Сувенирные самовары. Самовар — традиционное русское изделие. Более двух веков он использовался в России для приготовления чая. С появлением электричества и газа самовары постепенно уходили из домашнего обихода. Сейчас самовар — это оригинальный, истинно русский сувенир, стоящий в одном ряду с сувенирами Хохломы, Палеха, каслинским чугунным литьем.

Начало изготовления самоваров в России относится к середине XVIII в. Вырабатывали их в небольших кустарных мастерских многих русских городов: Москвы, Петербурга, Ярославля, Архангельска, Суксуна. Но основным центром по производству самоваров становится Тула. Здесь в 1778 г. открывается первая самоварная фабрика. Выпускали самовары из меди, томпака, серебра, а также позолоченными. Искусные и изобретательные мастера создавали самовары самых разнообразных фасонов, силуэтов (в форме чайника, бочонка, цилиндра, вазы, шара, прямоугольной формы, кубка и т. д.). Талант русских мастеров получил признание и высокую оценку на многих выставках и ярмарках, самовары продавались во многих городах России, Западной Европы (особенно в Германии).

После установления Советской власти 40 тульских самоварных фабрик были объединены в один завод «Штамп». В настоящее время этот завод — основной поставщик самоваров, на его долю приходится 90 % всех самоваров. Ежегодно он выпускает более полумиллиона самоваров, и производство их постоянно растет.

Материалом для изготовления самоваров служит главным образом листовая латунь. Вырабатывают их цельнотянутыми с применением гидравлического прессования. Производство самоваров механизировано и автоматизировано.

Ассортимент самоваров разнообразен по конструкции, вместимости, форме, отделке. По конструкции они бывают с угольным или электрическим нагревом, а также комбинированные электрожаровые. По вместимости — на 0,5; 2,0; 2,5; 3,0; 4,5; 5,0; 6,5; 7,0; 8,0 л и более (буфетные самовары, например, вмещают 37 л). Миниатюрные сувенирные самоварчики «Ясная Поляна» рассчитаны на полстакана чая. По форме корпуса различают самовары: цилиндрические, конические, фигурные. По отделке самовары могут быть гладкими, фасонными, гранеными.

Самовары тульского завода «Штамп» пользуются большим спросом у нас в стране и за рубежом. Их экспортируют в 54 страны.

Другой центр по выработке самоваров в Советском Союзе — Суксунский завод. Здесь ежегодно выпускается до 100 тыс. самоваров разнообразных форм, конструкций, вместимости. Оригинальный сувенир Суксунского завода — набор, состоящий их миниатюрного самоварчика вместимостью 180 мл., чайничка для заварки (еще меньшей вместимости) и овального маленького подноса.
КимИрСен
 
Сообщения: 45
Зарегистрирован: Ср дек 21, 2011 11:13 am

Re: Статьи и статейки

Сообщение Шиманис » Ср сен 26, 2012 1:29 pm

Изображение

Рубрика: Отдых/Культура
Опубликовано: 15.06.2012 18:32

Три выставки в одном музее

Городской Краеведческий музей открыл сразу три новых выставки. В первом зале выставлен известный всем, но сейчас уже ушедший из широкого использования предмет быта - подстаканник. 250 редких, украшенных орнаментом подстаканников предоставил краеведческому музею коллекционер Владимир Волков. Сегодня подстаканники можно встретить разве что в вагонах поездов, но ещё в начале прошлого века в России подстаканник был незаменимым прибором на столах и бедных, и богатых семей. Сегодня подстаканники, а некоторые из них - настоящее произведение искусства, заставляют остановиться рядом и долго рассматривать затейливые узоры и филигранную чеканку.

Открыв дверь второго выставочного зала музея, попадаешь в домашнюю детскую комнату советских времён. Игрушки, старая форма с фартуком, пластмассовый пенал со счётами - предметы незнакомые современным детям, но хорошо известные их родителям и бабушкам. В основном фонды музея заполнены предметами дореволюционного времени, тем не менее, выставки, так или иначе, затрагивающие вторую половину XX века уже открывались в музее. Экспозицию "советского детства" составили предметы 50-80 годов прошлого века. Как пояснила Нина Чухарева, научный сотрудник музея, идея выставки "Моё советское детство" появилась два года назад. Но по причине отсутствия экспонатов она долгое время не могла обрести реальные очертания. За прошедшее время жители не раз приходили в музей и, зная о недостатке в экспонатах, дарили музею когда-то служившие им личные вещи. Так музей и обрёл настоящую коллекцию навевающих воспоминания предметов.
Даже музейный коридор сотрудники не оставили без внимания и превратили в экспозицию картин. Стены заполнены картинами, написанными на тему недавно прошедшей в краеведческом "Ночи в музее".

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

источник [url]newsmiass.ru[/url]
Шиманис
 
Сообщения: 92
Зарегистрирован: Сб окт 13, 2007 10:32 pm

Пред.

Вернуться в Уголок коллекционера

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron