Rambler's Top100

Скромный символ путешествий

Общение коллекционеров на любые "околоподстаканные" темы.

Скромный символ путешествий

Сообщение Сергей Иваноvич » Вт апр 03, 2012 9:35 am

Скромный символ путешествий

Подстаканники вызывали живой интерес у Карла Фаберже и Владимира Ленина. Мало кто задумывался, насколько значима и богата своей историей столь привычная нам вещь, как подстаканник. Меж тем, этому изобретению русского народа уже больше 200 лет, половину из которых оно используется на железных дорогах, а некоторые его экземпляры стоят огромных денег.


Не исчезают, а возвращаются

На днях моя знакомая, прибывшая из Красноярска, обрушилась с тирадой: «С детства люблю ездить в поездах. И одним из символов путешествия по железной дороге, частью особенной атмосферы поезда для меня всегда был стакан в узорчатом подстаканнике. Но в этот раз на мою просьбу выдать стакан проводник протянул мне самую обычную керамическую кружку. И такое повторяется уже не в первый раз. Неужели подстаканники скоро и вовсе исчезнут из пассажирского сообщения?».
Это заставило меня призадуматься. И действительно, купе поезда без такой, казалось бы, мелочи, как стеклянный стакан в подстаканнике с монотонно гремящей ложечкой в нем, представить сложно. Эта деталь «купейного интерьера» привычна для многих поколений пассажиров. Неужели по каким-то причинам и правда было решено изъять ее из оснащения пассажирских вагонов, заменив банальными кружками?
Этот вопрос я задал сотрудникам Западно-Сибирского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ОАО «ФПК»). И ответ получил абсолютно противоположный: подстаканники не исчезают, а возвращаются в пассажирские вагоны.
– Действительно, в 2000-х годах существовала тенденция замены в некоторых пассажирских вагонах стеклянных стаканов с подстаканниками на керамические кружки, – пояснил начальник отдела обслуживания пассажиров и предоставления услуг в поездах Западно-Сибирского филиала ОАО «ФПК» Виталий Конев. – Причина этого – в финансовом аспекте: один подстаканник обходится практически в 10 раз дороже кружки. Теперь же тенденция обратная. Согласно новым «Нормам оснащенности пассажирских вагонов съемным оборудованием, инвентарем и расходными материалами», утвержденным 14 ноября прошлого года, никелированными подстаканниками должны быть оснащены все пассажирские вагоны всех категорий: СВ – один на место, купейные – 30 на вагон, плацкартные – 35 на вагон. Завершить работу по замене кружек на стаканы с подстаканниками необходимо до конца 2013 года.
Кроме того, удалось узнать, что всего в пассажирских поездах формирования Западно-Сибирского филиала ОАО «ФПК» сегодня эксплуатируются 22 тыс. подстаканников.

Спасибо Витте

Углубившись в тему, ваш корреспондент решил узнать, когда и как началась многолетняя «дружба» производителей подстаканников и железнодорожного ведомства. Выяснилось, что подстаканники современной формы появились в российских пассажирских поездах еще в XIX веке, в бытность Сергея Витте директором Департамента железнодорожных дел Министерства финансов (с 1889 года) и министром путей сообщения Российской империи (в 1892 году). Железнодорожники и пассажиры сразу оценили преимущество новой посуды: в качке двигающегося по путям состава подстаканники оказались куда устойчивей обычных стаканов и кружек.
Как отдельный же элемент церемонии русского чаепития подстаканник оформился еще на столетие раньше – первые упоминания о нем относятся к концу XVIII века. Их появление было предопределено тогдашними правилами светского этикета. Дело в том, что в России того времени дамам разрешалось пить чай из фарфора, а их кавалерам – только из стекла. Напиток этот во все времена употребляли горячим, поэтому даже во время распития сладкого чая мужчинам приходилось несладко – нагретый стеклянный стакан обжигал руки. И вот, наконец, чей-то смекалистый ум изобрел нехитрое устройство, решившее эту проблему. Изначально оно исполняло чисто практическую функцию и выглядело не слишком привлекательно.
Кстати сказать, подстаканники – исключительно российское ноу-хау. В других странах они почти не использовались.

Произведения искусства

Изготовлением подстаканников в Российской империи занималось множество артелей и мастерских, специализировавшихся, в основном, на индивидуальных заказах. Постепенно народные умельцы «облагородили» их внешний вид. Через какое-то время подстаканники стали не только и не столько предметом хозяйственного обихода, сколько украшением интерьера, настоящим произведением прикладного искусства. Кудесники-мастера выводили на них причудливые узоры, щедро осыпали их драгоценными камнями, покрывали позолотой. Даже знаменитый Карл Фаберже не обошел своим вниманием подстаканники, но изготавливал их, конечно, только для представителей высшего общества. Стилистика, в которой выполнялись эти арт-объекты, в основном, тяготела к народным мотивам (богатыри, русские красавицы в кокошниках, тройки) либо к модным в те годы художественным течениям: готике, возрождению, модерну, позже – ар-нуво. Появлялись подстаканники в виде бочонков, плетенных туесков и даже в виде сруба русской избы.
Наиболее крупное российское производство подстаканников было и остается в небольшом городке Кольчугино, что под Владимиром. В конце позапрошлого века на базе медеплавильного завода местного купца Александра Кольчугина было организовано производство различной посуды, среди которой одно из доминирующих мест постепенно заняли подстаканники.
И по сей день ОАО «ФПК» закупает их для своих пассажирских поездов именно у этого завода, ныне именуемого «Торговый дом «Кольчуг-Мицар».
Великий Октябрь и последовавшая за ним гражданская война на время приостановили производство подстаканников в стране, но совсем ненадолго. Уже с объявлением НЭПа эта индустрия начала возрождаться.


Подстаканник как рупор эпохи

В 1930-е годы руководители советского государства взглянули на подстаканник с еще одной стороны. Популярный среди населения страны предмет стал хорошим орудием пропаганды. Это спровоцировало настоящий бум промышленного производства подстаканников в СССР. Пик этого бума пришелся на 1950-70-е годы, когда эти изделия массово производили 15 промышленных предприятий, которым «помогали» даже военные заводы. Что интересно, на этот же временной период приходится и расцвет изготовления самодельных подстаканников, большинство из которых создавались руками обитальцев мест не столь отдаленных.
Подобно монетам или маркам, подстаканники выпускались со всевозможными изображениями и надписями пропагандистской направленности, кроме того, появлялись целые тематические серии: знаменательные даты, города СССР, памятники известным людям, цветы...
Подтверждения этого обнаружились в музее истории Западно-Сибирской железной дороги. Я говорю о нескольких подстаканниках середины XX века, хранящихся в фондах музея. На одном из них изображен космический спутник, облетающий земной шар, на другом – здание московского Кремля, на третьем – памятник Богдану Хмельницкому, почему-то в окружении фруктов.
В постоянной экспозиции музея есть еще один ценный экземпляр – небольшой подстаканник дореволюционных годов производства.
– Принадлежал он Николаю Валухову, участвовавшему в строительстве Кругобайкальской железной дороги, – поведала главный хранитель музея истории дороги Татьяна Козлова. – Он был вручен ему в качестве подарка в честь 10-летия со дня введения в эксплуатацию этой магистрали, то есть в 1915 году. Подстаканник вместе с другими личными вещами Николая Никифоровича в наш музей передал его сын Борис Николаевич.

Отражение истории в латуни

Выражаясь высокопарно, сама история, важнейшие ее события и деятели непременно отражались в изображениях на подстаканниках. А некоторые их уникальные экземпляры вызывают восхищение даже у искушенных эстетов. Неудивительно, что во все времена существовало немало коллекционеров этих красавцев. К слову, мало кому известно, что одним из таковых был вождь мирового пролетариата Владимир Ленин. На многих фотографиях и портретах Ильича мы, немного присмотревшись, найдем на его рабочем столе стакан, «опоясанный» старым добрым подстаканником.
Завлекло это хобби, ничем не уступающее филателии или нумизматике, и немало железнодорожников. К примеру, довольно обширная коллекция подстаканников у бывшего начальника пассажирского вагонного депо Новосибирск Сергея Данилкина.
В настоящее время подстаканники продолжают жить и радовать глаз россиян. Спектр этой продукции, как и в былые времена, весьма широк: от авторских высокохудожественных работ до заводских штамповок. На современных подстаканниках можно лицезреть государственную символику, промысловых животных (глухарей, кабанов и т.д.), «репродукции» известных картин и множество других изображений. Не чураются современные заводы и перештамповки старых образцов, но лишь тех, которые не утратили свою актуальность, таких как «Советский Космос». Набирает популярность «эконом-вариант» – подстаканники из пластика и пластмассы, но ни о какой художественной ценности речь в этом случае не идет.

Автор: Александр Матвеев
Сергей Иваноvич
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: Ср дек 07, 2011 4:29 pm

Вернуться в Флуд и Флейм

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

cron