этот банер продается

Подписка на новости

Email:
Раздел:
Rambler's Top100
Подстаканникподставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своем циллиндрической формы, имеющая ручку для того, чтобы наслаждаться горячим напитком, не обжигая ладони.

            "Товарный словарь в 9 томах.", Пугачев И.А.. 1956-1961 гг.

 

                             Москва. Изд-во. Государственное издательство торговой литературы.

 

                                                               Избранные главы.

 

     

                                        

 

 

 

Черневые художественные изделия — художественные ювелирные изделия, в оформлении которых используется чернь.

 

 

      

 

     Высококачественная чернь обладает насыщенным чёрным цветом, с характерным синеватым либо сероватым отливом и глубоким металлическим блеском. Контрастно выделяясь, она в то же время хорошо гармонирует с естественным цветом серебра. Черневое покрытие обладает значительной прочностью, не трескается и не выкрашивается.

 

      Техника черни (niello) была издавна известна мастерам-серебряникам Киева, Владимира, Новгорода, Дагестана и Закавказья. В XVI—XVII веках русская чернь достигает высокого развития в работах московских мастеров. В XVIII веке основным центром производства черневых серебряных изделий становится г. Великий Устюг. В советский период время производство черневых серебряных изделий сосредоточено в артелях «Северная чернь» (г. Великий Устюг), «Московский ювелир» (г. Москва), «Художник» (село Кубачи) и «Народное искусство» (селение Гоцатль Дагестанской АССР), «Разно-пром» (г. Орджоникидзе Северо-Осетинской АССР). Эти предприятия промысловой кооперации вырабатывали разнообразный ассортимент массовых, подарочных и уникальных черневых серебряных изделий. Отдельные виды черневых серебряных изделий (приборы для вина, стопки) выпускались Тбилисской ювелирной фабрикой. Советские черневые серебряные изделия с успехом демонстрировались на международных выставках.

      Великоустюжская артель «Северная чернь», организованная на месте старинного русского черневого промысла, выпускала столовые и винные приборы, отдельные предметы сервировки стола (ножи, вилки, ложки, стопки для вина, подстаканники), шкатулки, коробочки, портсигары, подарочные и призовые кубки. Значительная роль в создании ассортимента устюжских черневых серебряных изделий принадлежала заслуженному художнику РСФСР Е. П. Шильникову, являющемуся художественным руководителем артели.

 

     В устюжской черни применяется графическая трактовка изобразительных и орнаментальных мотивов с условной передачей светотени и объёма; в этой технике исполняются цветы и фрукты, виды городов, изображения памятников; нередко используются сюжеты из произведений русских писателей (столовый набор «Сказка о царе Салтане», коробочки «Устюг», «Ленинград» и др.). Черневые изображения иногда располагаются на золоченом фоне, которому придаётся «конфаренная» зернистая фактура. В других случаях вызолоченный рисунок помещается на тёмном, черневом фоне.

 

     Артель «Московский ювелир» выпускала подстаканники, портсигары, броши, запонки и др. Помимо массовой продукции артель выполняла уникальные выставочные образцы: ларцы, декоративные тематические вазы, туалетные приборы и т. п.

 

     Кубачинская артель «Художник» выпускала разнообразный ассортимент изделий, пользующихся широкой известностью (см. Кубачинские серебряные изделия).

 

      Артели «Народное искусство» и «Разнопром» выпускали винные приборы, кувшины — кумганы, подстаканники, стопки, кубки из рога, мелкие ювелирные украшения национального характера.

 

      Орнаментальный рисунок под чернь в черневых серебряных изделиях кавказских мастеров выполняется глубокой (обронной) гравировкой, при которой штихелем (режущим инструментом) вынимается значительное количество металла. В соответствии с этим черневой узор, в котором преобладают растительные мотивы, имеет силуэтное решение. Тонким стеблям орнамента, листьям, лепесткам цветов и ответвлениям придаются такие очертания, что они легко могут быть вырезаны свободным движением штихеля. Черневой узор строится двояким образом: в одних случаях вырезается силуэт орнамента, в других — выбирается фон и при наплавлении черни светлый серебряный рисунок узора располагается на тёмном черневом фоне. В крупных элементах черневого узора оставляются тонкие перегородочки металла, образующие более мелкий орнаментальный рисунок, чем достигается лучшее сцепление черни с металлом. После наложения и расчистки черни элементы черневого узора окаймляются гравированным контуром, придающим особую четкость рисунку. В дорогих подарочных черневых серебряных изделиях свободные участки серебряного фона дополнительно оформляются обронной гравировкой и чеканкой, применяется золочение. В кубачинских, осетинских и аварских черневых серебряных изделиях черневое серебро нередко сочетается с костью или рогом (в отдельных случаях с фарфором). Наряду с чернью и гравировкой применяется резьба и насечка по кости, выемчатая эмаль (см. Эмалевые художественные изделия).

 

    Черневые художественные изделия  не должны иметь явных дефектов гравировки, царапин и вмятин на поверхности, неровностей, оставшихся от шабровки, язвин и вкраплений черни на серебряном фоне; в черневом покрытии не должно быть пустот, пузырьков и белёсых пятен; подгонка отдельных деталей должна быть точной, чистой; золотое покрытие — прочным.

 

     Общие сведения, упаковка, маркировка, хранение черневых художественных изделий  — как Ювелирных изделий.

 

Кубачинские серебряные изделия

Кубачинские художественные изделия (Кубачинские серебряные изделия, Кубачинские ювелирные изделия) - изделия народного художественного промысла, существующего более тысячи лет, вырабатываемые в селении Кубачи Дахадаевского района Дагестанаской АССР.

 

      Ассортимент Кубачинских серебряных изделий разнообразен. Кубачинцы в артели "Кубачинский художник" изготавливали из серебра различные ювелирные украшения, предметы быта и декоративные изделия: кольца, браслеты, серьги, броши, блюда, вазы, столовые приборы, ложки столовые (арт. 25005), десертные (арт. 25010), чайные (арт. 25015), подстаканники (арт. 25038), бокалы, стопки (арт. 25048), чарки, рюмки (арт. 25043), портсигары (арт. 25100, 25105), курительные принадлежности, настольные лампы, обложки для альбомов, чернильные приборы, кувшины, парадное оружие (сабли, шашки, кинжалы), оправы для зеркал, туалетные коробочки и флаконы, наборы для кавказских поясов, пряжки и др. Для Кубачинских серебряных изделий характерна чернь по серебру, которая покрывает изделие и обычно сочетается с резьбой, гравированным орнаментом, золочением, филигранью, сканью, чеканкой, золотой насечкой, резной костью, цветной эмалью, вставками из полудрагоценных камней, инкрустацией из костяных пластинок и т.д.

 

     Орнамент кубачинцев относится к категории подлинного народного творчества, состоит он преимущественно из стелизованных условно трактованных растительных мотивов - веток, листочков, цветов и пр. Орнамент наносится густой сплошной сетью (вязью) и покрывает всю поверхность изделия пышным узором связанных между собой извивов и завитков. В орнамент иногда вводится декоративный медальон. Часто поверх мелкого густого узора наносится другой - более крупный и редкий, выполненный какой-либо иной техникой. По эффекту орнаментальная ткань кажется бесконечно разнообразной, но при внимательном рассмотрении орнамента можно выделить сравнительно небольшое количество основных традиционных орнаментов узора. Почти каждый из этих элементов носит специальное название. Определённые комбинации элементов орнамента также называются особо: стелизованная ветка дерева с симметричными побегами - тутта, ассиметричный орнамент из спиралей и стеблей - мархарай (заросль). Из отдельных элементов и их комбинаций слагается кубачинский орнамент, который композиционно увязывается с формой изделия или отдельной частью его поверхности.

 

     Техника выполнения декоративной отделки кубачинских серебряных изделий разнообразна, но ведущее место занимает гравирование по серебру (которое выполняется короткими штихелями со специальной заточкой) с последующим нанесением черни.

 

     Чернь для кубачинских серебряных изделий представляет собой сплав, состоящий из сервера, меди, свинца и серы, взятых в определенных пропорциях. Сплавленные сернистые металлы в виде порошка наносятся в углубления выгравированного орнамента, после чего изделие нагревается и чернь, растекаясь, заполняет углубления орнамента, прочно соединяясь с серебром. Излишки черни опиливаются напильником и снимаются шабером, а затем изделие шлифуется грифелем или пастой. В результате получается четко выделяющийся на белоснежном фоне серебряного изделия черновой узор.

 

     Насечка, широко применяемая в кубачинских серебряных изделиях, заключается в прокладывании в виде орнамента золотой или серебряной проволоки по поверхности изделия.

 

     Упаковка, маркировка, хранение и другие общие сведения как у Ювелирных изделий.

 

Эмалевые художественные изделия — изделия из металла с эмалевым декоративным покрытием.

 

                    

    В производстве эмалевых художественных изделий применяются горячие эмали различных цветов и бесцветные (фондоны); последние используются чаще всего в качестве прозрачных грунтов, подкладываемых под цветную эмаль.

 

     Цветные эмали бывают прозрачными, полупрозрачными — опаловыми и непрозрачными — глухими. Глухие эмали полностью скрывают металлическую основу изделия; при использовании прозрачных и опаловых эмалей просвечивает обработанная поверхность металла. Прозрачные и глухие эмалевые покрытия накладываются на высокопробное серебро, медь, томпак или биметалл (сталь, плакированная томпаком).

 

     При изготовлении эмалевых художественных изделий (главным образом массовых сувениров и значков) применяются также т. н. холодные эмали, при наложении которых на металл обжиг не требуется. В качестве холодных эмалей используются мочевинно-формальдегидные составы — органические соединения (смолы), окрашенные стойкими красителями.

 

    В  эмалевых художественных изделиях применяются выемчатая, перегородчатая эмаль; эмаль по скани, по штамповке; оконная, расписная эмаль и др. Наиболее древней является техника выемчатой эмали, при которой эмаль помещается в углубления, вырезанные или оттиснутые на металле. В изделиях с перегородчатой эмалью на их поверхность напаиваются тонкие перегородки, разделяющие эмалевое покрытие. В одних случаях перегородки выступают над поверхностью эмали, в других — заполировываются заподлицо с эмалевым покрытием и образуют на нём тонкий линейный узор (техника cloissone). В некоторых эмалевых художественных изделиях эмаль сочетается с т. н. сканным узором, выполненным из кручёных и провальцованных проволочек (см. Филигранные художественные изделия). Углубления и перегородки под эмаль обычно делаются при помощи штамповки. Иногда штамповка имитирует сканный рисунок. В оконных эмалях прозрачная эмаль заполняет сквозные отверстия или ячейки, причем цветной эмалевый узор может рассматриваться напросвет. Особый вид эмальерного искусства представляет роспись по эмали, которая выполняется специальными керамическими красками.

 

     Изделия с эмалью по штамповке с гладкошлифованной перегородчатой эмалью (типа cloissone) выпускались Ленинградской и Таллинской ювелирными фабриками. Ленинградская ювелирная фабрика изготовляла эмалевые винные приборы, чашки с блюдцами, стопки, портсигары, флаконы для духов, броши и кольца; Таллинская — кувшинчики, солонки, судки, чайные и десертные ложки, броши, браслеты, отличающиеся своеобразием орнаментального оформления, в котором используются мотивы народного эстонского искусства. Превосходными по качеству и художественным достоинствам изделиями с гладкошлифованной перегородчатой эмалью (декоративные вазы, чаши) славилась Китайская Народная Республика.

 

     Изделия со сканной и перегородчатой эмалью или эмалью по штамповке, главным образом ларцы, вазочки, мелкие ювелирные украшения, выпускались артелью «Московский ювелир» и некоторыми артелями Красносельского ювелирного промысла.

 

     Штампованные изделия с горячей и холодной эмалью (сувениры, значки, воинские знаки различия) производились многими предприятиями Москвы и Ленинграда, в т. ч. мастерскими Гознака, московской артелью «Победа», Щербинским заводом штампованных изделий.

 

      Изделия с расписной эмалью изготовляли Ленинградская фабрика № 2 (бывшая артель «Ленэмальер») и артель «Ростовская финифть» (г. Ростов-Ярославский). Изделия фабрики № 2 — туалетные коробочки, пудреницы и др. — имеют сувенирный характер и оформлялись в большинстве случаев живописными изображениями архитектурных памятников Ленинграда. Распространенными мотивами росписи по эмали в изделиях артели «Ростовская финифть» (туалетные коробочки, броши, сумочные зеркала) являются изображения цветов, пейзажи. В уникальных образцах встречаются изображения архитектурных памятников, портреты деятелей культуры и искусства. Роспись производится на модных пластинках, покрытых белой фоновой эмалью. На поверхность пластинки по трафарету переносится контурный рисунок. Живопись выполняется в несколько этапов, каждый из которых завершается обжигом для закрепления красочного слоя. Краски накладываются мелкими мазками и врастирку — тонким слоем. Наряду с этим применяется техника наложения красок мелкими точками, благодаря которой достигаются равномерная прокладка тона и постепенные переходы от одного тона к другому. Оригинальные и уникальные изделия подписываются мастером-живописцем. Подпись мастера обычно помещается с краю на лицевой стороне пластинки.

 

    Изделия артели «Ростовская финифть» экспонировались на Брюссельской международной промышленной выставке 1958 года. Артели была присуждена золотая медаль.

 

    Эмалевые художественные изделия должны обладать чистотой и яркостью цвета и гармоническим сочетанием цветов (блеклость и потемнение цвета обычно являются результатом пережога эмали). Эмалевое покрытие должно иметь гладкую блестящую поверхность, без неровностей, потеков, трещин, царапин, инородных вкраплений (в виде темных точек), пузырьков, матовых пятен. В изделиях с выемчатой, перегородчатой и сканной эмалью эмалевое покрытие не должно выходить за пределы рисунка; границы эмалевого покрытия должны быть чёткими.

 

      Общие сведения, упаковка, маркировка, хранение эмалевых художественных изделий, технология приготовления и виды эмалей  — см. Металлические художественные изделия.

 

Подстаканники.

 

 

                                                                             

 

Подстаканники бывают металлические, пластмассовые, реже стеклянные, с разнообразной отделкой. Основные размеры подстаканников: внутренний диаметр 68-69 мм, высота поддона (без ручки) 65-85 мм.

 

Наиболее распространены следующие виды:

Подстаканники мельхиоровые и нейзильберовые - посеребрённые с оксидированием, с выпуклым тиснёным рисунком;

Подстаканники из нержавеющей стали - со штампованным рисунком, полированные;

Подстаканники алюминиевые - со штампованным рисунком, анодированные под золото и другие цвета;

Подстаканники серебряные 800-й и 875-й пробы - гладкие и со штампованным или гравированным рисунком;

Подстаканники серебряные 875-й пробы - ажурные (120 г) "с чернью" (92 и 150 г) филигранной работы (105 г) и др.;

Подстаканники томпаковые золочёные, с прессфилигранным рисунком, покрытые цветной ювелирной эмалью;

Подстаканники металлические, в т.ч. витые из проволоки полукруглого сечения (плоской гранью внутрь), обычно гладкие;

Подстаканники пластмассовые (аминопласт) цельнопрессованные - гладкие и с рисунком, разных цветов;

Подстаканники выдувные - гладкие, с номерной шлифовкой, с рисунком травлением или алмазной гранью;

Подстаканники ювелирные художественной работы - золотые, серебряные, серебряные позолоченные различных видов, в т.ч. с художественной эмалью.

                                                                                 

 

                                                 

 

 

Стаканы.

 

            

 

     Стаканы - один из самых распространённых видов посуды. Группируются по ряду признаков:материалу (стеклянные, керамические, металлические, из пластических масс, бумажные); назначению (для вина, для воды, газированных, минеральных напитков и соков, туристские - дорожные, чайные; форме; размерам (ёмкости); характеру украшения.

 

     Стаканы для вина характерны своими сравнительно небольшими размерами (в пределах до 150 кв. см.); вырабатывались из стекла, цветных металлов и фарфора.

 

     Стаканы для вина стеклянные могут быть выдувными и прессованными. Из выдувных стеклянных стаканов для вина предназначены четыре типа: стаканы винные (так называемые стопки) - цилиндрической формы, ёмкостью 50, 75, 100 кв. см.; стаканы конические (т.н. шампанки), ёмкостью 100, 125 и 150 кв. см.; стаканы фасонные - фигурной формы, ёмкостью 50, 75 и 95 кв. см. и стаканы с утолщенным дном, ёмкостью 75, 100 и 125 кв. см.  Из прессованных стаканов для вина служат только стаканы цилиндрической формы (стопки), ёмкостью 50-100 кв. см.

 

     Стаканы для вина металлические носят обычно название стопок. Вырабатывались чаще всего из мельхиора и серебра, с различными украшениями (с чеканкой, чернением, эмалью), ёмкостью 50-75 кв. см.

 

     Стаканы для вина фарфоровые выпускались только в комплекте с графинами и кувшинами

 

    

 

     Стаканы для воды, газированных и минеральных напитков и натуральных соков отличаются от стаканов для вина большей ёмкостью (150-300 кв. см.). Вырабатывались из стекла, фарфора и фаянса и из бумаги со специальной пропиткой.

 

     Стеклянные вырабатывались выдувным способом и прессованием, разнообразных форм и фасонов - конусные, цилиндрические, бочкообразные, грушевидные и других более сложных фасонов, иногда делались с ручками. Стаканы без ручек продавались как штучный товар; с ручками - в составе приборов для воды и крюшона. Особенно большим разнообразием фасонов отличались прессованные стаканы и выдувные, изготовляемые к приборам для воды. При выработке этих стаканов широко применялось сильное утолщение дна, т.к. они не предназначены для горячих напитков (чая), в связи с чем не требовалась высокая термическая стойкость (большая разница в толщине стенок и дна стакана резко снижает их термическую стойкость).

 

     Фарфоровые и фаянсовые выпускались специально для минераловодческих курортов в виде плоской кружки сс полой ручкой и с небольшим отростком в верхней части, через которое пьют минеральную воду.

 

     Стаканы туристские изготовлялись из пластмасс (аминопласта, меламина) и реже из стекла. Вырабатывались разных форм: конические , цилиндрические и овально-приплюснутые. Последние удобно носить в кармане. Часть пластмассовых выпускалась складными. Стеклянные делали только плоскими, толстостенными.

 

      

     Стаканы чайные изготавливались преимущественно из бесцветного стекла (в т.ч. хрусталя) как выдувными, так и прессованными, реже из фарфора и майолики.

 

     Стеклянные в подавляющем большинстве вырабатывались цилиндрической формы, реже с небольшим расширением кверху. Прессованные вырабатывалисьпреимущественно гранёными. Выдувные декорировались самыми разнообразными способами.

 

     Фарфоровые и майоликовые выпускались как строго цилиндрической формы, так и конической.

 

     Ёмкость чайных стаканов (в кв. см.): стеклянных прессованных - 200, выдувных - 250, фарфоровых и майоликовых - 50.

 

     Стаканы для чая чаще использовались с подстаканниками (статья Подстаканники).  Декорирование стаканов можно посмотреть на странице Посуда стеклянная.

 

 

         

 

 

                                                                                                                                  главная

 

 

 

 

 

 

 

этот банер продается
Дезайнерская одежда для активных и творческих людей!
Loading