этот банер продается

Подписка на новости

Email:
Раздел:
Rambler's Top100
Подстаканникподставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своем циллиндрической формы, имеющая ручку для того, чтобы наслаждаться горячим напитком, не обжигая ладони.

Пропаганда под стаканом

Подстаканник для российского пассажира – один из символов железной дороги. История подстаканника – история страны.

Именно подстаканник был избран в СССР как идеальный рекламный носитель, рекламный щит, проводник ВСП. Великой Советской Пропаганды. Не было еще телевидения, не было постоянно работающего визуального образа, и реклама размещалась на двух предметах, каждый из которых не мог не попасться на глаза всякому из советских граждан. На подстаканниках и спичечных коробках. Путешествие и отдых. Странствие и перекур.

Интересно, какие предметы сейчас могли бы работать такими безусловными рекламными носителями? Одноразовые зажигалки и пластиковые стаканчики?

Традиционное оформление подстаканников: годовщины революции, партийные съезды и юбилеи партийных съездов, пропаганда космических достижений. Новопостроенные здания и новоотстроенные города. Портреты революционных героев и героев Отечественной войны. Народно-патриотические сюжеты – «тройка», «завалинка» и проч.

Я встретилась с Сергеем Найденовым – одним из самых известных коллекционеров подстаканников. Коллекционирование – тяжелое занятие. В Советском Союзе подстаканники производились на пятнадцати предприятиях. Плюс «вспомогательные» цеха серьезных военных заводов. Плюс артели… Большинство заводов уже не функционирует, архивы уничтожены.

Самый ценный экземпляр в коллекции Сергея Найденова – латунный подстаканник конца восемнадцатого века. Произведен на Тульском оружейном заводе. Одновременно может служить и подстаканником, и стаканчиком для пунша, потому что сделан чашечкой, с донышком. А вместо подставки – декоративные пушечные ядрышки.

Найденов сначала увлекся бульотками. Это чайники со спиртовкой, позволявшие путешественнику взбодрить чашку чая на привале, на случайном ночлеге. Даже в карете, на перекладных, можно было вскипятить бульотку, и долгая морозная ночь, глухая волчья тьма отступали перед тепленьким огоньком. У Наполеона была бульотка…

В погребок вояжера обязательной деталью входил и подстаканник. Значит, он с самого начала был связан с путешествием, с дорогой, со странствием.

Такое вот кино

Подстаканник из нержавеющей стали «Спасская башня». Метод изготовления – штамповка. Рисунок – один из наиболее частых, распространенных.

Невозможно определить завод-производитель, так как в маркировке необходимые сведения не указаны. Также не указана цена изделия. Это значит, подстаканник был частью госзаказа Министерства путей сообщения или Министерства обороны.Этот подстаканник был приобретен коллекционером в декабре 1993 года на студии «Мосфильм». В то время на студии за копейки распродавался реквизит, использованный во время съемок многих и многих фильмов, помещения, в которых реквизит этот хранился, предполагалось сдать в аренду. Подстаканник «Спасская башня» снимался аж в трех фильмах – в дилогии для юношества «Кортик» и «Бронзовая птица» (по повестям Алексея Рыбакова) и в киноленте «Пропавшая экспедиция».

И так получилось, что во всех трех кинофильмах был занят молодой актер Сережа Шевкуненко, и подстаканник этот продавали не просто так, а вместе со зловещей историей.

Найденов вертит свою «Спасскую башню» и говорит мне:
– Налицо ошибка реквизиторов, осознанная небрежность. Действие «Кортика» приходится на середину двадцатых годов, герои фильма – первые московские пионеры и комсомольцы. «Пропавшая экспедиция» и вовсе живописует нам год 19-й или 20-й. Разумеется, орнамент в виде Кремля и Спасской башни никаким образом в это время не мог быть помещен на бытовой предмет. Подстаканник как носитель агитационной идеи, как часть ВСП появился позже. Когда я вижу в кадре, как герой Шевкуненко едет на бронепоезде из революционного Орска в Москву и тискает в ладонях подстаканник 50-го (в лучшем случае) года, мне, конечно, смешно.

Но когда я услышал страшный шепот работника реквизиторского цеха, когда узнал, что этот подстаканник полюбился Сереже и именно он притащил его на съемки «Пропавшей экспедиции», я понял: надо покупать!

– А почему о малоизвестном молодом актере продавец говорил шепотом?
– Потому что в 1993 году мальчик Сережа, сыгравший в «Кортике» главную роль романтически настроенного активиста Миши Полякова, уже не был молодым актером. Он вернулся на Мосфильмовскую улицу после пяти ходок в зону и стал вторым по значимости «хозяином» района. Первым в то время считался некто Бизикашвили, основатель осетинской преступной группировки.

Видишь ли, сейчас много пишут о судьбах детей, рано начавших сниматься. Удивительно, почему не говорят о Шевкуненко? Прекрасные способности, смелый ум, но, конечно, он был бесконечно тщеславен. После успеха «Кортика» и «Бронзовой птицы» – сразу съемки в «Пропавшей экспедиции». Там он играл юного партизана Митю и, по слухам, вел себя безобразно. Например, стремительно, по-партизански приставал к Евгении Симоновой. Режиссер не пригласил его сниматься в продолжении – в «Золотой речке». Сережа так обиделся, что широко загулял. Драка, суд. Пять сроков у него потому, что он постоянно конфликтовал с лагерной администрацией. В итоге – абсолютная невозможность вернуться к прежней жизни и приличное положение в преступной среде. Он с матерью, кстати, жил рядом с «Мосфильмом», так что в 93-м вполне насладился своей властью.

Его и застрелили в 95-м году на пороге собственной квартиры. На Мосфильмовской улице.


Пальма свободного Вьетнама

Подстаканник из пищевого алюминия «Пальма», 70-й год выпуска. Это таинственный подстаканник, и мы расследовали его непростую символику, как Индиана Джонс, как Ираклий Андроников.

Рисунок – буйный цветочный орнамент, в так называемом «окошке» (свободном пространстве на фасадной части подстаканника) – ровно вспаханное поле и одинокая пальма. На горизонте – горы. Интригующий дизайн. Ладно бы еще, например, виднелась вдали Асуанская плотина. Или, на худой конец, верблюд. Уместны были бы и самые скромные курортные мотивы.

Рисунок выглядит по-спартански простым и малопонятным. Подстаканник был примечен в поезде Ленинград – Сочи и вынесен из вагона бесчестным путем.

Вместе с коллекционером Найденовым мы нашли еще один любопытный подстаканник того же предприятия – Ленинградского металлозавода имени Третьего Интернационала. Тот же цветочный орнамент, а в овальном окошке – голое поле. Даже, кажется, с ковылем. Изделие называется «Целина». Решила было – политически некорректный рисунок. Но на обратной стороне подстаканника уже все было в порядке – колосящиеся хлеба и комбайн.

Среди подстаканников, выпущенных ленинградским заводом, обнаружился также «Свободный Вьетнам». Вот ты какой, оказывается, свободный Вьетнам. С полем и пальмой. Найти бы художника, работавшего в семидесятом году в дизайнерском бюро завода, и заставить его всю жизнь пить чай только из стаканов с собственными подстаканниками.


«Мишки» на экспорт

Подстаканник «Олимпийский мишка». Посеребренный мельхиор, скань.

В восьмидесятом году было произведено 50 тысяч подстаканников с символикой «Олимпиада» и «Олимпийский мишка». 10 тысяч подстаканников были выпущены, как сейчас бы сказали, в классе «Премиум». Скань, филигрань, позолота, глубокое серебрение. Перегородчатая эмаль, а в качестве сюжета – озорной мишка. Отечественного покупателя оскорбляло совмещение дорогих технологий и благородных материалов с мимолетной, как им казалось, и недорогой спортивной символикой. А зарубежного – восхищало. В России «олимпийский» подстаканник найти очень и очень сложно. Зато стоит вспомнить любой берлинский, варшавский блошиный рынок – все олимпийские мишки переселились в Европу еще стараниями проводников знаменитых поездов Москва – Берлин и Москва – Варшава. Произошла эта миграция, разумеется, двадцать пять лет тому назад.

Подстаканник долгие годы был символом советского корпоративного стиля. Подстаканник был положен не только каждому пассажиру железной дороги, но и каждому советскому руководителю.

В тридцатые годы передовиков премировали подстаканниками (чаще всего из латуни или нержавейки), и это было естественно, как сейчас премируют электрическими чайниками.

А вот дорогой набор в коробке с синим бархатным гнездышком из мельхиорового подстаканника и хрустального стакана был положен крупному руководителю. Это как сейчас подарить письменный прибор из поделочного камня.

Но ведь и нынче золоченый подстаканник и хрустальный стакан будут приятны солидному пассажиру, дорогому партнеру. И я подумала: где сейчас ОАО «РЖД» заказывает подстаканники? И узнала: в организации «Авест Трейд».

Нынче эта организация разработала серию сувенирных подстаканников «Вокзалы Москвы». Очень эффектно смотрятся подстаканники с хрустальными стаканами и чайными ложечками на золоченом подносе. Вся композиция сверкает и переливается золотом. А в двадцать четвертом году, когда все начиналось, Наркомат путей сообщения заказывал подстаканники в двух артелях.

Одна из них называлась «Освобожденный труд металла». Она выпускала подстаканники с радостным, ликующим названием «Свободная дорога».

Евгения ПИЩИКОВА,
спец. корр. «Гудка»

Источник: © газета «Гудок», 19.05.2006 

этот банер продается
этот банер продается
Loading