этот банер продается

Подписка на новости

Email:
Раздел:
Rambler's Top100
Подстаканникподставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своем циллиндрической формы, имеющая ручку для того, чтобы наслаждаться горячим напитком, не обжигая ладони.

За образцы филигранных изделий, экспонировавшихся на ВДНХ в 1968 году, Казаковский завод награжден Дипломом III степени. Коллекции изделий завода находятся в Государственном Русском музее, Музее народного искусства в Москве и в музеях Костромы.

Еще в XIX веке художественная обработка металлов в Москве стала искусством, определяемым потребностями городской среды. Наиболее плодотворный период в развитии ювелирного дела наступил после Великой Отечественной войны. Московский экспериментальный ювелирный завод — одно из немногих производств, выпускающих серебряные изделия с филигранью, отличающиеся сдержанной нарядностью, отсутствием парадности, простотой и ясностью композиции, цветовой гармонией. Например, в филигранных работах мастера И. К. Ефимова (декоративные коробочки, перстни, броши) нашли отражение традиционные приемы русских ювелиров. Его изделия привлекают красотой, декоративностью, высоким мастерством исполнения. Вещи И. К. Ефимова прекрасно гармонируют с современным женским костюмом.

Изящны ювелирные изделия мастера Б. И. Сергеева. Сочетая простую филигрань с искусственным камнем и резной костью, он умело использует богатство и красоту самого материала и с неистощимой фантазией создает все новые и новые варианты композиции.

Смело и эффектно сочетает разные материалы и художница О. Д. Дворяткина. В созданном ею браслете филигрань сочетается с резной костью. Овальные звенья браслета, чередуясь с мотивами веток с цветами и листьями, соединены небольшими овалами с филигранным узором. Браслет О. Д. Дворяткиной отличается нарядностью и композиционной взаимосвязью разных материалов.

Среди современных изделий московских мастеров много вещей, выполненных с большим мастерством и вкусом. Это кулон с аметистом — крупным овальным камнем, охваченным сверху филигранными лепестками. Кулон «Ягоды» выполнен как гроздь мелких светло-красных камней, виднеющихся из-под филигранных темно-золотых листочков. Нарядны серьги «Гранатовый цветок»; в венчике цветка чередуются темно-красные граненые камни и филигранные розетки. С большим искусством исполнена серебряная коробка с филигранным украшением мастерами В. Коныгиным и Б. Космачевским по проекту художницы 3. М. Зенковой. 

В ювелирных изделиях, выполненных без применения филиграни, выявляется основном красота граненого или полированного камня. Одной из лучших работ, выполненных в этом плане, можно считать позолоченную брошь с прямоугольным темным камнем художника М. Н. Фирсова.

С приходом на завод мастера великоустюжской черни М. А. Угловской-Чулковой ассортимент предприятия пополнился изделиями в технике чернения по серебру. Созданы портсигары, подстаканники, туалетный гарнитур «Березка», декоративная ваза «Москва» и другие, черновой орнамент которых строг и прост, отличается высокими художественными качествами. Завод выпускает также изделия со штампованными рельефными изображениями.

В творчестве мастеров ценно тонкое понимание особенностей современного ювелирного украшения, использование и дальнейшее развитие традиционных приемов русского ювелирного искусства. Собрание изде­лий завода находится в Музее народного искусства в Москве.

В начале XX века в Мстере был открыт меднопрокатный завод, преобразованный в 1925 году в Мстерскую металлообрабатывающую артель, впоследствии получившую название «Мстерский ювелир» (поселок го­родского типа Мстера, Вязниковский район, Владимирская область). В 30-х годах артель производила латунные, а позже серебряные посудные изделия. Подстаканники, стопки, ложки и другие предметы украшали орнаментом, выполненным штамповкой и гравировкой с позолотой. С 1937 года мстерцы освоили технологию филиграни, переняв приемы красносельского промысла.

Мастерские ювелиры стремились создать собственный художественный стиль. В 50-х годах появились новые интересно задуманные вещи, в которых узорный ажур филиграни сочетался с гладко отполированным металлом. На предприятии усовершенствованы подготовительные и отделочные работы, строго разграничено выполнение основных операций. Элементы филигранного узора заготавливают мастера радетальщики; монтаж, заключающийся в сборке и подгонке деталей, выполняют специалисты более высокой квалификации.

Ассортимент изделий весьма широк; помимо филигранных изделий из мельхиора и серебра делают солонки, десертные и чайные ложки, вазочки, чашечки для кофе, винные и чайные сервизы. Отделывают предметы се­ребрением, позолотой, полированием и украшают штампованным или выгравированным орнаментом.

Филигранные изделия (конфетницы, сухарницы, туалетные лоточки, экранчики-сувениры) очень изящны по форме и ажуру сканного узора. Узорчатость и легкость серебристо-белой матовой филиграни иногда допол­няется зернью. В сканых предметах преобладают элементы орнамента несложной конфигурации (завитки, скобочки, колечки и т. п.).

В некоторых изделиях ажурное филигранное украшение сочетается с вкладышами из цветного стекла. Выпускают также латунные вазочки, простые по форме, но очень нарядные благодаря умелому использованию эффектного блеска гладко отполированной поверхности металла.

Ведущие мастера и художники предприятия периодически выполняют также отдельные образцы филигранных изделий выставочного и подарочного назначения: декоративные вазы, спортивные кубки. Изделия фабрики неоднократно экспонировались на отечественных и международных выставках и ярмарках. Коллекции изделий фабрики имеются в Государственном Русском музее, музеях народного искусства в Москве, во Владимире и других городах.

Ювелирно-художественные изделия. В XVIXVII веках в подмосковном селе Бронницы делали кольчуги и разнообразные металлические военные доспехи. Создавая из кованых и сеченых стальных колец боевые доспехи и плетеные из золота, серебра или меди цепи, мастера применяли различные способы соединения и плетения самого узора. В результате конструкция цепочек и кольчуг приобретала декоративность.

Постепенно все большее развитие получал цепочный промысел. Цепочки выполняли самого различного назначения: для ношения часов, нагрудных украшений светского и культового характера, для украшения костюма.

После установления Советской власти местные мастера объединились в артель «Синьковский ювелир» и продолжали развивать навыки традиционного исполнения различного вида цепей, выполняли новые образцы сложных видов плетения. В ассортименте изделий наряду с цепочками появились браслеты для часов. На основе артели была создана Бронницкая ювелирно-художественная фабрика (г. Бронницы Московской области, филиал в селе Синькове Раменского района). С 50-х годов, используя традиционное плетение, мастера фабрики разрабатывают оригинальные женские украшения — воротнички-ожерелья, подвески, браслеты, серьги, кольца. Подвижное соединение элементов, дополнение плетеной сетки зернью, накладками из металла или вставками из цветного камня делают бронницкие изделия оригинальными произведениями ювелирного искусства.

В этих изделиях ценится не только прекрасное качество обработки. Знание свойств материала позволяет ювелирам разнообразно использовать его для создания художественной вещи. Золотая или серебряная цепочка-колье может быть в виде «Змейки» и образует рисунок, напоминающий плетение косы; цепь «Ленточка» — одна из наиболее нарядных, в ней соединены звенья, набранные каждое из отдельных колечек; «Якорная» цепь связывается из округлых и толстых гладких колец, плот­но прилегающих друг к другу.

Выполняют на фабрике украшения и обычного типа — металлические штампованные кольца с цветными стеклами и камнями. Основной ассортимент изделий делают из золота, серебра и цветного металла. Некоторые изделия изготовляют из нейзильбера (сплава меди и цинка). Для серийного производства используют станки и автоматы. Цепочки фигурного плетения делают вручную. Изделия бронницких мастеров не­однократно экспонировали на выставках. На Всероссийском смотре-выставке в 1960 году фабрике присужден Диплом II степени.

Синьковские мастера сохранили свое оригинальное искусство и успешно развивают его. Изготовляемые ими золотые цепочки поражают изяществом рисунка, ювелирным совершенством техники исполнения. Коллекция изделий фабрики находится в Музее народного искусства.

Высокое мастерство синьковских умельцев роднит их с древними русскими потомственными кузнецами, чья слава была известна за пределами той округи, где жили бронницкие мастера.

Изучая традиции промысла, нельзя не отметить еще одну особенность их творчества. В изделиях промысла всегда высоко ценились не столько собственно декоративная сторона изделий, сколько профессиональная тонкость отделки, чистота и точность работы. Высокое техническое ма­стерство, передающееся из поколения в поколение, сохраняется и современными мастерами.

Знания декоративных особенностей металла позволили синьковским мастерам добиться высоких результатов в лицевой отделке всевозможных видов цепочек и других ювелирных украшений.

В 1930 году в Приволжске основана артель, которая в 1967 году преобразована в фабрику. Фабрика «Красная Пресня» (г. Приволжск, Фурмановский район, Ивановская область) выпускает ювелирные украшения из металла и серебра со вставками цветного стекла: кольца, серьги, клипсы, кулоны, броши, брелоки, бусы, зажимы для галстуков, запонки. Вещи из цветного металла подвергают гальваническому покрытию серебром или золотом, кроме того, используют оксидирование. Стеклянные вставки искусно имитируют под цвет естественных. Сочетание элементов филиграни и штампованных деталей позволяет добиться некоторого разнообразия художественных решений при монтаже изделий.

На фабрике есть экспериментальная группа, работающая над созданием новых образцов изделий. В 1962 году на Конгрессе мод в Будапеште высокую оценку получили работы Ю. К. Волкова и М. П. Иконникова, отвечавшие современному направлению в моделировании одежды. Коллекция изделий находится в Музее народного искусства.

Известным центром художественной обработки металла в Российской Федерации является Кубачинский художественный комбинат (аул Кубачи, Дахадаевский район, Дагестанская АССР). Дагестанские мастера всегда были не только прекрасными оружейниками, литейщиками, но и создавали высокую культуру орнаментального декоративного искусства.

Из всех видов декоративно-прикладного искусства дагестанских мастеров особенно многогранное развитие получило ювелирное дело. Дорогие образцы оружия украшали эмалевыми вставками, узорами чеканки или насечки. Чернь обычно являлась либо фоном, либо обрамляла медальоны чеканного и пасечного орнамента, а иногда густо покрывала крупный рельефный чеканный узор. Кроме оружия, мастера изготовляли серебряные пряжки и накладки поясов, браслеты, серьги и другие ювелирные изделия.

В наши дни комбинат выпускает серебряную посуду, украшенную чернью, гравировкой и просечными узорами: подстаканники, вазочки, сухарницы, сахарницы, чайники, стопки, ложки, а также изделия, изготовляемые как в единственном числе, так и небольшими сериями, украшаемые чернью, чеканкой, золотой насечкой по кости и железу, ажурной резной костью и гравировкой.

Замечательные по своему орнаментальному убранству работы мастеров старшего поколения — Алихана Ахмедова, братьев Бахмуды и Абдуллы Топчиевых, Сеида Магомедова. На протяжении нескольких лет на предприятии ведется большая творческая работа по созданию новых образцов изделий, отвечающих эстетическим требованиям и за­просам сегодняшнего дня. Разнообразие орнаментальных сюжетов и новизна технических решений находят свое отражение в по­следних изделиях ведущих художников Дагестана: Гаджи Бахмуда Магомедова, Расула Алиханова и других, удостоенных Государственных премий и получивших звания за­служенных деятелей искусства. Искусство художественной обработки металла Дагестана оказало определенное влияние на развитие русского искусства гравировки и черни на серебре.

Изделия дагестанских ювелиров неоднократно экспонировались на отечественных и международных выставках. Коллекции изделий находятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном музее этнографии народов СССР, Государственном музее культуры народов Востока, Музее народного искусства, республиканском Дагестанском краеведческом музее. Аул Гоцатль, находящийся в Среднем нагорном Дагестане, населенном аварцами, еще около 300 — 350 лет назад приобрел известность как центр медночеканного искусства. Гоцатлинские металлисты ковали котлы, че­канили из меди и латуни водоносные сосуды и кухонную утварь.

В XVIII веке в Гоцатле и окружающих его селениях стали изготовлять массивные сереб­ряные украшения: подвески с чернеными узо­рами, витые и плоские браслеты со вставками из сердолика и цветного стекла, позже сереб­ряную оправку ножен для кинжалов и шашек, художественно оформленные пистолеты, газыри и накладки поясов, украшавших одежду горцев.

В 1965 году был образован Гоцатлинский художественный комбинат (аул Гоцатль, Хунзахский район, Дагестанская АССР), который стал выпускать сувениры (небольшие кувшинчики, брелоки) и ювелирные украшения (броши, кулоны, кольца, перстни, браслеты и т. п.)

В развитии промысла заметную роль сыграл старейший мастер Магомед Джамалутдинов. Большую известность получили мастера Базарган Гимбатов и молодой чеканщик Магомед Нурмагомедов. Художествен­ные произведения Гоцатлинского комбината неоднократно экспонировались на отечественных и международных выставках.

Коллекции изделий предприятия хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном музее этнографии народов СССР, Государственном музее культуры народов Востока, Музее народного искусства, Государственном Историческом музее, Махачкалинском музее изобразительного искусства, Дагестанском республиканском краеведческом музее.

Искусство златоустовской гравюры на металле (г. Златоуст, Челябинская область) зародилось на бывшем Косотурском заводе, основанном в начале XIX века, и было связано с оформлением холодного оружия. Заслу­женной известностью пользуются имена талантливых заводских художников XIX века — И. Н. Бушуева, И. П. Бояршинова, позднее С. А. Фетисова, М. С. Петухова, А. П. Агаркова; многие из них являются авторами орнаментальных украшений и их исполнителями.

Златоустовские мастера занимались в основном украшением сабельных клинков, используя при этом гравировку с последующим вытравлением узора, насечку золотом и серебром, золочение и серебрение, соче­тающееся с воронением.

В первые годы Советской власти златоустовские мастера начинают осваивать новые виды изделий: столовые приборы, ножи для бумаги, топорики, корпуса для часов, настенные декоративные тарелочки-панно.

Мотивами украшений для гравировки по стали являются стилизованные растительные орнаменты, овальные клейма с тематической композицией, эмблемы нашего государства или характерные для Урала горные пейзажи и сцены охоты.

Большое влияние на формирование особенностей златоустовской гравюры оказало творчество художника М. Д. Ракова, выполнявшего образцы специально для этого предприятия. Произведения златоустовских мастеров неоднократно экспонировались на отечественных и междуна­родных выставках.

Коллекции изделий завода находятся в Музее народного искусства, Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Златоустовском краеведческом музее, Государственном Историческом музее, Государственном Эрмитаже.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ ИЗ ЧУГУНА

В середине XIX века в далеком уральском поселке Касли, затерянном среди гор и озер, на небольшом чугунолитейном заводе сложилось замечательное искусство, прославившее уральских умельцев на весь мир, — художественное литье из чугуна. Неподатливый, грубоватый с виду чугун под руками уральских мастеров приобретал удивительные качества, позволившие создать вещи, по своему художественному совершенству не уступающие лучшим образцам ювелирного искусства.

Примером их великолепного мастерства может служить отлитый целиком браслет, состоящий из 100 звеньев, или цепочка для часов, ве­сящая всего лишь 20 граммов. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году многие посетители с восхищением рассматривали различные вещи — узорчатые канделябры, кружевные блюда, миниатюрную скульпту­ру и многие другие художественные изделия каслинских мастеров. Велико было их удивление, когда они узнали, что эти превосходные вещи необычного глубокого черного цвета изготовлены из чугуна. Литой чугунный портсигар там же на выставке оценивался как равный ему по массе серебряный.

Успех каслинских изделий был вполне закономерен, так как они отличались не только высокими художественными качествами, но и мастер­ством обработки вещи в целом. И сейчас искусство каслинских мастеров стоит в одном ряду с искусством народных художественных промыслов России.

Истоки мастерства каслинских умельцев лежат в богатейших традициях литейного дела, в освоении лучших образцов русской классической скульптуры. Превосходные произведения чугунного художественного литья каслинских мастеров получают признание как на советских художественных выставках прикладного искусства, так и за рубежом. Приемы художественного литья из чугуна на Каслинском заводе в настоящее время мало чем отличаются от сложившихся ранее приемов. Технология изготовления скульптуры из чугуна, несмотря на некоторые особенности, близка к технологии изготовления изделий из других металлов: бронзы, латуни, алюминия, серебра.

Над чугунной скульптурой в основном трудятся три разных специалиста — формовщик, чеканщик и специалист по окраске готовых художественных вещей. Формовка скульптуры требует от мастера больших знаний, мастерства и художественного вкуса. Прежде всего готовят опоку — металлический ящик без крышки и дна. Если скульптура имеет сложную форму, то собирают ее из нескольких опок. Каслинцы используют главным образом литье в песчаные формы, реже прибегая к литью по восковым моделям.

Готовую гипсовую или бронзовую модель укладывают в опоку, наполненную смесью песка и глины. Укладывают модель как можно плотнее, стараясь расположить ее по центру ящика. Затем, разрезав опоку попо­лам, извлекают модель, после чего снова складывают части опоки вместе и заливают через питатель образовавшуюся пустоту металлом. Песча­ную форму разрушают, и получают готовую отливку. Если модель имеет сложную форму с резкими выступами или углублениями, то с такой формы делают отпечатки на отдельных кусках песчаной формы, которые потом собирают в опоках в одну целую форму. Сложность формования состоит в том, чтобы поделить поверхность модели на наименьшее число кусков формы, от чего во многом зависит качество отливки. Крупные, многофигурные композиции отливают по частям (фигурам), которые собирают в группы. Труд специалиста-формовщика — труд творческий, он требует не только большого технического мастерства, но и большого искусства. Стремясь к точному воспроизведению скульптуры, мастер проникает в за­мысел автора, стараясь понять пластические формы модели и сохранить их выразительность.

Чугунная скульптура, как бы она хорошо ни была отформована и отлита, выглядит еще незаконченной, ее поверхность требует доработки. Но стоит чеканщику, применив свой инструмент, отработать поверхность неясно выраженных мест, подчеркнуть форму волос, глаз, а также удалить ненужные выступы и впадины, как скульптура примет вид художественного произведения. Такие выдающиеся каслинские мастера-чеканщики, как М. О. Глухов, Н. А. Вихляев, П. Малышкин, Д. И. Широков и П. Козлов были не только великолепными исполнителями деталей, но и умело решали композицию в целом.

Полную законченность каслинская скульптура приобретает после окраски. Черный цвет органически связан с особенностями материала, с его пластическими и цветовыми свойствами. Правильно окрасить отливку — очень большое и важное дело. Каслинские мастера, владеющие секретом окраски изделия в черный цвет, всегда были в почете и ценились как специалисты очень высоко.

Профессии формовщика, чеканщика и специалиста по окраске чугунных изделий тесно связаны между собой, взаимно дополняя друг друга. Им каслинское искусство литья и обязано своей славой, всемирной из­вестностью. Искусство каслинского чугунного литья, в особенности скульптура, складывались в непосредственной связи с развитием русской скульптуры XIXXX веков.

Значительное место в истории каслинского художественного литья занимал местный скульптор М. Д. Канаев. Большой заслугой его была организация при заводе художественной школы, в которой обучали мо­лодых мастеров. Педагогическая работа М. Д. Канаева в этой школе оставила заметный след в творческой деятельности коллектива завода, что отразилось на художественных достоинствах чугунного литья.

Большое значение имело и то, что для массового выпуска изделий М. Д. Канаев предложил отливать некоторые образцы классической скульптуры. Реалистический путь в искусстве, начатый в каслинской скульптуре М. Д. Канаевым, нашел свое продолжение и в творчестве молодого талантливого скульптора Н. Р. Баха. Одно из первых мест в каслинском литье занимали и занимают произведения скульптора П. К. Клодта. Популярность произведений П. К. Клодта объясняется тем, что они выполнены скульптором с большим знанием литейного дела.

Этим можно объяснить близкую связь скульптора с особенностями подхода каслинских мастеров к чугунной скульптуре. На Каслинском заводе в малом размере отливали более двадцати работ П. К. Клодта, среди них: «Конь с попоной», «Упавший всадник», «Садящийся всадник», «Кони на воле», «Конь за изгородью», «Кобыла с жеребенком», «Бык» и др.

Творческому росту каслинских мастеров и улучшению технологи­ческого художественного литья способствовали произведения русского скульптора Е. А. Лансере, работавшего в мелкой камерной пластике. Верные реалистическим традициям творчества П. К. Клодта отлитые из бронзы и чугуна произведения этого скульптора принесли широкую славу каслинским мастерам.

Многие годы по моделям П. К. Клодта и Е. А. Лансере каслинские мастера изготовляют художественные вещи то в виде бытовых предме­тов, то в виде настольной скульптуры, и каждый раз из-под рук мастеров каслинского литья появляются произведения, новые, не похожие друг на-друга. У каждого мастера, будь то формовщик, чеканщик или отделочник, свой творческий почерк, свой вкус, своя полюбившаяся манера исполне­ния.

Одним из замечательных умельцев XIX века был каслинский мастер-художник В. Ф. Торокин. Являясь создателем многих моделей, он был и их исполнителем, сам лепил скульптуру, отливал и чеканил ее.

В. Ф. Торокин одним из первых художников обращается к теме труда; созданные им вещи («Старуха с прялкой», «Литейщик на работе», «Углевоз», «Крестьянин на пашне») приобретают социальную окраску и критическую направленность, свойственную русскому реалистическому искусству второй половины XIX века. В. Ф. Торокин был единственным скульптором, вышедшим из среды каслинских мастеров.

Наряду с замечательными сюжетными композициями, портретами и декоративно решенными предметами быта в Касли выполняли чугунное архитектурное литье: колонны, ограды, решетки, садовую мебель. Кас­линское чугунное литье до сих пор украшает парки, сады, набережные, особняки многих городов России, в том числе Москвы и Ленинграда.

Сразу после установления Советской власти началось восстановление и возрожде­ние народных художественных промыслов. По новым путям пошло развитие и каслинско­го чугунного художественного литья. Перед художниками и мастерами открылись новые широкие перспективы творческой работы. В 1934 году на заводе построен новый цех художественного литья. Для подготовки мо­лодых кадров организована школа фабрично-заводского обучения.

Во второй половине 30-х годов к работе начинают привлекать видных советских скульпторов, которыми созданы новые инте­ресные произведения. В этих работах с боль­шой убедительностью раскрыты образ совет­ского человека, его внутренний мир и дела. Искусство портрета становится глубже и много граннее.

Выпуск художественного литья увеличи­вается в Касли с каждым годом. На заводе отлиты детали для многих архитектурных со­оружений городов страны, канала имени Москвы, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В 1937 году Каслинский завод участвует на Всемирной выставке в Париже. На выставке были представлены работы, вы­полненные по прежним моделям и по моде­лям советских скульпторов. В ней приняли участие лучшие мастера-исполнители, В 1940 году в Москве была открыта первая в стране выставка художественного чугуна, в которой принял участие и Каслинский завод. После Великой Отечественной войны в Касли от­крылось специальное профессионально-тех­ническое училище для подготовки молодого пополнения рабочих завода, в том числе фор­мовщиков, чеканщиков и специалистов по окраске литых изделий.

За годы Советской власти неузнаваемо изменился поселок, превратившийся в город. Появились новые жилые кварталы, дворцы культуры, учебные заведения, кинотеатры, библиотека и больницы. Значительное место после 50-х годов в работах каслинских масте­ров стали занимать произведения местных скульпторов: П. С. Аникина, А. С. Гилева и А. В. Чиркина. За последние годы ими создано несколько талантливых работ, посвященных прошед­шей войне, труду, советским людям: «Партизаны в тылу врага», «Заря изобилия» П. С. Аникина, «Девушка-лесовод» А. С. Гилева, «П. Бажов» А. В. Чиркина. Авторы этих работ — потомственные каслинцы, хорошо знающие литейное дело, умело использующие традиции каслинской скульптуры.

В настоящее время на Каслинском заводе сложился крепкий, твор­ческий коллектив — скульпторы и мастера-исполнители с большим опы­том и высокой квалификацией и талантливая молодежь, в том числе и вы­пускники местной профессионально-технической школы.

Каслинское художественное чугунное литье, возникнув на далеком уральском заводе, прошло большой и сложный путь своего развития и уверенно влилось в могучее русло русского народного декоративного ис­кусства. Изделия каслинских мастеров неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках.

С коллекцией изделий завода можно ознакомиться в Государствен­ном Историческом музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Каслинском краеведческом музее, Свердловском краеведческом музее и картинной галерее.

Эти краткие сведения говорят о сложной и многообразной жизни современных народных художественных промыслов, о большой, инте­ресной и захватывающей работе мастеров и помогающих им художников. Несмотря на то, что в их труде бережно сохраняются традиционные формы и приемы, относящиеся к далеким временам нашей культуры, народные художественные промыслы — это новая перспективная форма художественного производства, позволяющая приобщить на­шу молодежь к активной деятельности, полнее использовать их таланты и способности в коллективном творческом труде.

Если Вы, молодые читатели, прочтя эту книгу, живо заинтересуетесь русским народным искусством и Вам невольно захочется самим участ­вовать в этой большой и увлекательной работе, то можно Вам посовето­вать лично познакомиться с работой того или иного промысла по обра­ботке металла. Здесь интересно все, начиная от работы художников и мастеров и кончая самим процессом производства изделий.

Молодежь, которая придет на промысел из средней школы или проф­техшколы, из любого художественного училища, встретит теплый прием, коллектив мастеров окажет всяческую помощь в овладении профессией, поможет проникнуться традициями промысла, твердо определить свой путь в жизни.

Декоративные работы по металлу

УСЛОВИЯ ОВЛАДЕНИЯ МАСТЕРСТВОМ

Эта книга должна помочь любителю художественного мастерства овладеть необходимыми начальными знаниями для выполнения неслож­ных поделок из металла. Приводимые в книге несложные приспособле­ния могут быть использованы в домашних условиях. Собранные здесь сведения о различных видах художественной обработки металла значи­тельно облегчат работу любителю мастерства. Если он пожелает зани­маться двумя, тремя видами ремесла, то всегда будет иметь под рукой интересующие его сведения. Знание одного ремесла облегчает и ускоряет изучение другого, успехи в одном ремесле поощряют к занятию другим.

Для овладения художественным мастерством потребуется знаком­ство со слесарным и кузнечным делом. Эти и другие технические знания помогут свободно владеть инструментом, хорошо изучить свойства мат териала, его достоинства и недостатки. Они помогут по готовым проектам изготовить самые разнообразные вещи, необходимые в условиях быта.

Однако надо стремиться к самостоятельному творчеству, к созданию новых вещей, чтобы изготовленный предмет, кроме прочности и удоб­ства, был оригинальным- по форме и красивым по виду. Это возможно только при овладении основами изобразительной грамоты, при умении наблюдать окружающую жизнь, изучать реальную действительность, находить в окружающей среде и природе мотивы для творчества, а затем графическими и другими изобразительными средствами передавать ви­денное, делая не только зарисовки с натуру, но и претворяя их в орна­мент, в более условные декоративные формы.

Рисуя с натуры, надо упражняться как в длительных рисунках, закон­ченных в деталях, так и в кратковременных зарисовках и набросках. Не — одних упражнений с натуры недостаточно, необходимо рисовать по па­мяти и по воображению. Надо развивать способность сохранять в па­мяти виденное. Это сыграет важную роль при работе над творческой ком­позицией как изделия, так и украшения к нему.

Важнейшим условием овладения.рисунком является последователь­ность в работе. Начинать рисование следует с простейших геометричес­ких тел, постепенно переходя к рисованию предметов, растений, натур­ных постановок и пейзажей. Кроме натурных зарисовок в карандаше, необходимо писать акварельными красками и лепить из глины, пластилина или воска. Работа с различными художественными материалами помо­жет более быстрому и лучшему усвоению изобразительной грамоты, по­зволит наиболее живо и интересно построить работу.

Приобретение навыков в рисунке карандашом и акварелью и в лепке, а также изучение лучших произведений декоративно-прикладного искус­ства, постижение богатейшего опыта, накопленного мастерами прошло­го, понимание характера каждой вещи, ее конструкции и формы позволят любителю мастерства самостоятельно решить задуманную композицию вещи или ее украшения.

Приступая к решению творческой композиции, следует знать, что красота всякого предмета зависит от характера и назначения его и от того, в какой степени художник сумеет художественными средствами вы­разить свой замысел. Изготовляя предмет, всегда нужно иметь в виду, для чего он предназначен, и в связи с этим определять его характер и общие формы. Вид изделия, его характер складываются из отдельных ча­стей и деталей. Отыскивание необходимых соотношений частей, которые могут быть основаны на равенстве, на нюансе, т. е. могут быть более близ­кими, мягкими, или на контрасте, — главная задача при композиционном решении общего вида предмета.

Единство элементов формы заключается в их строгой согласован­ности, соразмерности. Средствами для достижения такого единства являются пропорциональность и ритмичность. Если правильно взятые пропорции создают общую связь всех частей предмета между собой, а также частей и целого, то ритм благодаря чередованию элементов и ин­тервалов между ними вносит определенную последовательность их рас­положения в композиции.

Приступив к поиску отношений общих форм предмета, прежде всего определяют отношения ширины к высоте и к длине, а затем находят величины деталей к трем основным отношениям и отношений друг к дру­гу. Устанавливая соразмерность целого и частей предмета, надо одно­временно следить и за ритмическим построением деталей. При поиске правильных соотношений частей для данной вещи необходимо опреде­лить, что будет являться главным и что второстепенным в композиции: конструктивная деталь, орнаментальная форма или цветовое пятно. Во всех случаях главный элемент композиции должен остановить наше вни­мание, другие же элементы композиции должны как бы способствовать его выявлению.

Решая общий характер предмета, его форму, определяют металл, необходимый для изготовления. Некоторые вещи хорошо воспринимают­ся, когда сделаны из одного материала, другие приобретают красивый вид лишь потому, что в них гармонично сочетаются различные материалы или металлы.

Нужно стремиться к тому, чтобы как можно разумнее использо­вать взятый материал, его естественные природные качества (твердость и мягкость, цвет и текстуру, гладкость и шероховатость), подчинить его назначению и форме предмета.

В выборе цвета и соотношений цветов надо исходить из общих задач композиции. Для облегчения правильного цветового решения компози­ций следует руководствоваться общими положениями цветоведения. Цвет должен быть увязан с назначением предмета, его формой, конструк­цией и декоративными элементами. Подбирают и распределяют цвета по их насыщенности и силе тона, стремясь к тому, чтобы они сочетались между собой и со всеми элементами формы. Умелое использование ко­лористических возможностей цвета повышает выразительность худо­жественного решения, способствует цветовой гармонии.

Выше сказано, что единство всех элементов, входящих в композицию предмета, строится на равенстве, нюансе или контрасте. Свое выражение оно получает в конструктивной форме предмета, в применяемом мате­риале в цветовом и орнаментальном решении. Может быть композиция, в которой все декоративные элементы имеют уравновешенное, спокой­ное, но четко выраженное решение, где равенство и подобие элементов составляют существо. Но может быть композиция, где отношения деко­ративных элементов сближаются, при этом почти отсутствует контраст. Наконец, композиция может быть построена не на равенстве частей и их подобии, а на противопоставлении декоративных элементов друг другу, на контрасте отношений, когда равновесие всех элементов сообщает композиции стройность и гармоничность. Художественная выразитель­ность предмета в значительной степени будет зависеть от того, насколько умело будут использованы декоративные возможности всех элементов композиции.

Как только найдена конструктивная основа предмета, его форма, по­добран необходимый материал и найдены цвета, приступают к разработ­ке композиции орнаментального украшения. При этом может быть и та­кое решение, когда изобразительные формы орнамента не будут являть­ся органической необходимостью для предмета, т. е. правильно взятые пропорции, дополненные природными качествами материала и его цвета, сами по себе и составят законченного вида композицию.

Декорируя предмет, надо стремиться к тому, чтобы декор своим со­держанием и формой соответствовал назначению, форме, материалу и цвету предмета. Поскольку орнамент почти всегда является декоратив­ным дополнением той или иной детали предмета, его форма всегда за­висит от формы орнаментируемой детали и роли этой детали в общей композиции предмета. Силуэт декора должен строго соответствовать форме декорируемой поверхности и восприниматься в единстве с други­ми элементами композиции. Декор должен органически дополнять це­лостность композиции, усиливать выразительность и художественные достоинства предмета.

Начинающий художник, работая самостоятельно над композицией новых изделий, должен, пользуясь простейшими материалами и ограни­ченным числом изобразительных средств, идти от простоты замысла и ясности выражения к большой художественной выразительности. Не в замысловатой сложности формы, не в витиеватости орнаментального рисунка кроется красота предмета. Только ясность, простота, це­лесообразность придают предмету черты совершенства. Красота совре­менной вещи складывается из ясности конструкции, продуманности пропорций и цвета украшений.

Пользуясь этой книгой, молодой любитель декоративного ремесла бу­дет иметь возможность в необходимой последовательности подойти к самостоятельному выполнению вещи и достичь определенных результа­тов в том или ином виде работ из металла. Однако следует помнить, что овладение техническими приемами и создание новых оригинальных ве­щей потребуют большого труда и творческих усилий.

Занимаясь декоративными работами из металла, постигая на практи­ке тайны мастерства, Вы пристальнее взгляните на труди творчество лю­дей, связанных с народными промыслами, и Вам невольно захочется са­мим принять участие в их созидательной работе.

МЕТАЛЛЫ И ИХ СВОЙСТВА

Чтобы работа шла успешно, нужно знать свойства материала, его технологические и декоративные качества. В настоящее время исполь­зуют металлы в чистом виде и сплавы. Металлы и их сплавы делятся на черные и цветные.

Для наших целей понадобится обыкновенная углеродистая сталь. Сталь (сплав железа с углеродом и другими элементами) упруга и обла­дает способностью закаливаться. Нагретый до красного каления и опу­щенный в воду кусок стали приобретает различные степени твердости и упругости. При нагревании и медленном охлаждении сталь теряет свои свойства, или, как говорят, отпускается. Сталь куется, хорошо режется. Закаленную сталь вообще нельзя обрабатывать инструментами, ее надо сначала отпустить. Чем меньше в стали углерода, тем она мягче. Мяг­кость стали повышается при отжиге, который состоит в том, что сталь нагревают докрасна и затем медленно охлаждают. Сталь выпускают в ви­де сортового материала. Для гравирования и других подобных работ ис­пользуют стали У8 и У10.

Цветные металлы выпускают в виде чушек, полос, лент, трубок, прутков, проволоки, листового материала.

Медь — довольно мягкий, очень ковкий металл оранжево-красного цвета. Обрабатывается медь легко, но при этом нужно иметь в виду ее большую вязкость. Медь очень хорошо паяется оловом и твердым при­поем, обладает большой электро- и теплопроводностью. Листовая медь является основным материалом для чеканных, граверных работ и декора­тивных работ из проволоки.

Бронза представляет собой сплав меди с оловом; от содержания по­следнего цвет металла меняется и приобретает то розовый, то красный, то желтый и серый оттенок. Если бронзу покрыть патиной (налетом, состоящим из оксидов меди), то она становится зеленоватой или дымчатой. Бронза пригодна для литейных и инкрустационных работ.

Латунь — сплав цинка и меди. Цвет латуни зависит от содержания в сплаве цинка. Латунь более тверда, нежели красная медь, ковкость лату­ни значительно хуже. По сравнению с медью она хрупка и обладает неко­торой упругостью. Латунь легко поддается различной обработке, ее мож­но применять в наборе инкрустационных вставок — тонких жилок и украшений различных конфигураций, как листовой материал в чеканных работах.

Цинк — металл синевато-белого цвета, плавится при температуре 419°С, куется плохо, легко паяется и обрабатывается инструментами, а также гравируется, и при соответствующей обработке ему можно при­дать различный вид. Очень хорош для литья как в чистом виде, так и в сплавах с другими металлами.

Олово — мягкий металл серебристо-белого цвета, плавится при 232 °С. Входит в состав различных бронз. Его легко узнать по ха­рактерному хрусту при изломе. Олово идет для лужения посуды, для пайки как в чистом виде, так и в сплавах со свинцом, продукты коррозии безвредны. Олово и его сплавы являются подходящим металлом для инкрустации.

Алюминий — серебристо-белого цвета металл, плавится при темпера­туре около 658 °С. Чистый алюминий легок и легко обрабатывается. Литой алюминий довольно хрупок, а прокатный, отожженный — пласти­чен.

Свинец — мягкий, очень пластичный металл синевато-серого цвета, плавится при 327 °С, хорошо противостоит окислению. Оксиды свинца ядовиты. Пригоден для литейных работ.

Серебро — в декоративных целях используют в виде сплавов с медью, так как чистое серебро слишком мягкое и неудобно при обработке. Се­ребряные вставки можно применять в инкрустационных работах, обра­батывая вставки способами гравирования, чеканки и черни.

Рассмотрим некоторые свойства металлов, влияющие на качество исполнения художественных изделий.

Ковкие пластичные металлы требуют силы резания, но необходимо учитывать их вязкость. Кусок меди или» свинца надо рубить зубилом до конца, в то время как кусок латуни, цинка или стали можно надрубить и затем сломать. Более твердая латунь при обточке дает гладкую поверх­ность, медь или алюминий как бы тянутся за резцом.

Хрупкость — способность твердых тел разрушаться при механи­ческих воздействиях без заметной пластической деформации, свойство, противоположное пластичности. Сильно закаленная сталь, многие сорта чугуна и бронз от удара разлетаются на куски. Хрупкость металла не всегда является признаком его твердости, например цинковая отливка хрупка, но не тверда. Закаленный нож и хрупок и тверд.

Упругость — свойство металла восстанавливать свою форму и объем после прекращения действия внешних сил или других причин (например, нагревания), вызвавших деформацию. В наибольшей степени этим свой­ством обладают специальные сорта стали.

Способность металла плавиться при нагревании — это один из самых дешевых способов получения изделий из металла. Части огромных ма­шин и мелкая скульптура из металла по существу изготовляются одина­ковым способом.

Когда необходимо закалить деталь, сохранив вязкость металла, ис­пользуют токи высокой частоты; деталь закаляется на глубину в несколь­ко миллиметров. Вся остальная масса металла внутри изделия остается без изменения. И, наконец, детали из металла можно обрабатывать без нагревания (гравирование и резьба по металлу).

 

1  2  3  4  5 назад 

 

 

этот банер продается
этот банер продается
Loading